Ис 60, 1-6
Пс 72
Еф 3, 2-3a. 5-6
Мф 2, 1-12
Знаменитый сюжет сегодняшнего торжества как бы образно показывает нам путь становления христианина. В фигурах волхвов (мы не знаем сколько их было – а так как евангелист использует множественную форму, то точно больше одного) на продемонстрировано как мы сами можем жить в соответствии с евангелием. Не в конкретных предписаниях, а в общих чертах.
Волхвы с востока пришли в Иерусалим, чтобы искать новорожденного царя иудейского. Нам сложно понять объяснение их мотивации. Что это объяснение ещё и астрологического характера, мы, скорее всего, воспринимаем отрицательно – не так ли? Но что-то ими двигало, чтобы отправиться в нелегкий путь и искать того, о ком они узнали из собственных расчётов.
Если мы уже «нашли Иисуса», то может быть нам этот момент не очень интересен, но нельзя легкомысленно от него идти дальше. Мы всегда призваны вновь и вновь отправляться на поиски Иисуса, и мы не можем остановиться и радоваться достигнутому. В духовной жизни не бывает остановки – если я не двигаюсь вперед, я уже падаю назад. И мы не должны презирать мотивации людей, которые ходят в наши храмы, какими бы странными они нам не казались.
Как наши волхвы путешествуют дальше в Вифлеем, то и мы можем ещё один аспект открыть для себя. Бог сам поддерживает поиск человека. Он сам ведет людей. Не через манипуляции, а через видимые знаки – видимые для тех, кто на них обращает внимание и кто может охватить их своим разумом. И уже этот поиск, познание этих знаков, приносит человеку радость весьма великую.
Что же тогда говорить о радости, когда человек найдет Бога, которого искал? Волхвы покажут нам как нам надлежит поступать: они, пав, поклонились Младенцу. В поклонении Богу человек занимает самую подобающую позицию. Признавая всемогущество Бога и сознавая собственную ничтожность, люди от самого Бога получают достоинство чад Божиих.
И мы в такие моменты можем Иисусу принести «дары». Вряд ли это будет золото или ладан или смирна. Но каждый из нас может Младенцу подарить что-то такое драгоценное из сокровищ нашего сердца. Но именно подарить – не только предлагать или показать. Подарить – то есть отдать и отказаться от этого. Возможно, Иисус захочет нам это вернуть, возможно, Он хочет это преобразить или очистить, но мы узнаем это только тогда, когда мы на самом деле готовы отдать и отпустить.
А вот и последний шаг – волхвы «иным путём» возвращались в страну свою. Может быть для них это был просто обход Иерусалима, чтобы не пересекаться с Иродом. Но для нас тут гораздо больше написано. Они по-другому шли домой, нежели когда они шли туда. Они сами были другие после того, что нашли Младенца. И это тоже важно для нас. Если мы ищем Иисуса и Он даст нам найти Его, но мы остаемся такими же как прежде, – мы что-то не так делали. Если встреча с Иисусом не оставила след в моей жизни – что-то пошло не так.
Веруя в желание Бога спасти каждого человека без исключения, сложно искать причины с Его стороны. Хотя теоретически возможно, что Бог водном конкретном моменте не хочет, чтобы человек нашёл Его именно каким-то конкретным образом – но только для того, чтобы открываться тому человеку ещё прекраснее, чем он это может ожидать. В основном верим в Бога, который открывает себя всем, ищущим Его.
Мы все призванные отправиться на поиски Бога вновь и вновь. Не то, чтобы в этом поиске самом по себе уже была достигнута цель. Но найдя Его, мы можем стать другими, лучшими христианами. И, таким образом, упражняясь в том, как искать и найти Бога, мы вряд ли промахнёмся, когда отправимся в последний путь к Богу.
о. Маркус Новотны