Деян 25, 13-21
Пс 103
Ин 21, 15-19

Была ли в жизни такая ситуация, о которой я сожалею? Такая, о которой размышляю и спать не могу, ибо прокручиваю в голове различные варианты того, как мог поступить, что, как и кому сказать, какое мог принять решение? Может быть, любое другое, кроме принятого! Или наоборот. Выход из ситуации был только один. И знал я какой! Но решил по-другому.
Иногда эти ситуации повторяются часто: первый, второй, третий или десятый раз я поддался провокации и сорвался. Или вечером сказал себе, что завтра сразу встану. Но лежал ещё час, два, три. И так уже шестой месяц. Или обещал себе — уже почти сейчас! — начать читать книгу, убрать комнату, погладить стирку, позвонить родственнику, пойти в учреждение… Это сделаю сейчас. Ролик только досмотрю, в социальные сети загляну…
Но эти ситуации не так страшны. Они повторяются часто, некоторые еженедельно, некоторые ежедневно, некоторые пару раз в день. Их, хотя бы теоретически, можно исправить.
Но что сделать в случае ошибок, которых исправит невозможно? По собственной вине произошло ДТП, в котором серьезно пострадали люди. Смогу ли вернуть им здоровье или жизнь? Испортил торжественный праздник семьи или коллективу (пьянством, словом, поведением, отсутствием…). Смогу ли его «откорректировать»?
Вошёл в мутные отношения, флирт, роман, финансовая или эмоциональная зависимость, пустые обещания. И пусть они были какое-то время приятными, пусть искренними, пусть и без плохих намерений, но строил их глупо и эгоистически. Поранил другого человека (и себя заодно). Смогу после первоначального очарования отнять боль разочарования?
Верну ли жизнь ребёнку, подвергшемуся аборту?
Смогу сказать: «Я тебя люблю» или «Спасибо» тому, кто уже умер?
Вот в такой ситуации был Святой Петр. Ведь обещал: «Господи… я душу мою положу за Тебя». И, несколько часов спустя, отрекся от Него. И дело не только в самом отречении, но и в невозможности исправления ситуации. Не отмотает Петр – хотя и Святой – времени назад. Не скажет придверницам и другим спрашивающим его о знакомстве с Иисусом: «Спросите меня, пожалуйста, ещё раз. Я что-то перепутал ответы». Не будет Судьба второй раз снимать этого сюжета. Сюжета с этими же людьми, в тех же обстоятельствах — второй раз не сыграть. Было, прошло, пропало. А воспоминание об этом осталось. Как и о душе готовой отдать за Иисуса.
Вот в такой ситуации и был Святой Петр.
И Иисус находит выход. «Симон Ионин. Любишь Меня? Положи душу свою за овец моих. Не смог положит за Меня — положи за них. Слышишь? Положи за них!» И положил Петр жизнь «за овец». И отдавая жизнь за овец — отдал и за Христа.
Есть легенда о Святом Петре, который, убегая от гонений из Рима, встречает на пути Иисуса грядущего в Рим. Пишет о ней Генрик Сенкевич в своём романе «Quo vadis?» («Кому грядешь?»)
Петр уходит из Рима — но на Аппиевой дороге является ему Христос. «Куда идёшь Ты, Господи?»— вопрошает апостол и слышит в ответ: «Раз оставляешь ты народ Мой, иду Я в Рим, на новое распятие».
Потрясённый Петр возвращается в Рим. Вскоре апостолов бросают в темницу. Но, когда ведут избитого Петра на казнь, шествует он как победитель и, окидывая взглядом Рим, шепчет: «Ты искуплен, ты мой!»
о. Михаил Мжыглуд, Новочеркасск
Спасибо, отец Михаил, за глубокие и проникновенные размышления. Хорошо бы и нам уметь различать, где наша Аппиева дорога…