„С поличным…” – о несправедливости Бога

„С поличным…” – о несправедливости Бога

Ис 43, 16-21

Пс 126

Флп 3, 8-14

Ин 8, 1-11

Слава Иисусу Христу!

Сегодня 5 воскресенье Великого Поста.

Благодарю всех, кто был с нами в течение прошлой недели. Спасибо авторам размышлений, но также и Вам всем, которые заходите, читаете размышления, размышляете с их помощью над Божиим словом и молитесь. Спасибо Вам, что Вы есть. Приглашаю Вас также и на этой неделе, и просьба – расскажите об этом блоге кому-то еще, пригласите еще кого-то, чтобы также был с нами, а прежде всего размышлял над Божиим словом. А сегодня сюрприз – размышление о. Войцеха, который в нашим Сургутском приходе проводит реколлекции.

На эту неделю, предпоследнюю неделю Великого Поста…

Да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух святой. Аминь.

А это размышление на сегодня:

  1. Фарисеи.

Люди, исполненные религиозного рвения, уважаемые граждане, благоговейные и праведные…

Просто хотели, чтобы всё было ясно, чётко и по закону. Конечно, по закону Божьему. Чтобы добро было названо добром, а зло злом. Ведь к злу нельзя быть толерантным (снисходительным) …, правда?

Хотят скомпрометировать Иисуса.

Пишет Евангелист Иоанн: Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но, даже если бы нам св. Иоанн не подсказал, совсем не трудно почувствовать это их второе, а может и первое намерение. Вся ситуация с женщиной является лишь предлогом…

Почему так поступают с этой женщиной и с Господом Иисусом? Потому что они боятся, чтобы кто-то не разрушил установленного порядка, чтобы здесь кто-то не повредил, ничего не трогал, не пытался оспорить установленных правил и т. д.

Они ложные, но не до конца.

Когда Иисус им говорит: „Кто из вас без греха, первый брось в неё камень”, они все уходят. Никто не говорит: да я без греха! Это не люди, ослеплённые. Имеют способность задавать себе вопросы (быть требовательными к себе) и так критически посмотреть на самих себя.

Ещё раз подтверждается тот факт, что реальность человеческого внутреннего мира не черно – белая, она имеет множество оттенков, она очень сложная.

Они уходят и… не известно, что дальше с ними…

2. Женщина

Согрешила. Не известно, какие мотивы привели её к этому греху: кто-то её соблазнил, или она обольстила кого-то?; или, может, кто-то заставил её силой?; а может причина этого греха находится в  прошлом?; или просто причиной является отчаяние, тяжёлое финансовое положение, ненависть, комплексы, наивность.

Неизвестно также: это только один раз или это постоянное поведение. Ведь не известно – это проститутка, или неверная жена, или какая-то потерянная женщина, страдающая из-за одиночества, или молодая неопытная девушка, которая слишком легко поверила красивым мужским словам?

Известно только, что согрешила. Этого никто не может отрицать.

Но мы знаем, как она себя чувствует. Это нам известно. Она чувствует себя очень плохо. И это несмотря на то, какой была истинная причина её греха. Может, стоит там сейчас вся в слезах и отчаянии, а может, наоборот, снаружи ещё как-то держится, но внутри всё в ней кипит, все болит, все плачет.

Так или иначе, чувствует себя проклятой, изгнанной обществом, осуждённой, наказанной и заклейменной.  Сильно страдает.

В сравнении с этой болью, даже страх смерти становится вторичным…

Она не планировала встречи с Иисусом и не думала об обращении…

Её опытом был грех. Она знала, что плохо делает, понимала, что это грех, но в данный момент грех был сильнее, и всё это как-то её обмануло, победило, побило и – как видно – почти убило.

Не известно, что было позже. Как и в случае с фарисеями, мы не знаем её дальнейшей судьбы. То, что мы знаем о ней больше, чем о фарисеях, это тот факт, что она получила прощение, что её Кто-то простил.

3. Мы

Конечно, ещё одним героем этой сцены является наш Господь Иисус, но прежде, чем мы скажем пару слов о Нём, то сначала давайте посмотрим на самих себя.

Потому что рассматривание библейского текста только тогда имеет смысл, когда соотносим его с нашей собственной конкретной жизнью, и когда сами входим в библейскую сцену…

Итак, давайте посмотрим на самих себя и посмотрим, где каждый из нас находит себя в этой сцене? Ответим себе честно на этот вопрос.

Может среди фарисеев, которые  действительно хотят и желают добра и нравственного порядка, и т. д.? Может, как и они, для окончательного спасения порядка я тоже готов использовать достаточно жёсткие, драконовские методы. И ведь я прекрасно понимаю, что я не без греха, но некоторые проступки и грехи нужно резко клеймить и наказывать, потому что иначе зло распространится…

А может, как эта женщина, стою там, на середине этой сцены. Проклятый и осуждённый, если не обществом, то, наверняка, самим собой. Мы не знаем до конца мотивов наших грехов… Бывают они очень разные… но результат всегда один и тот же. И на самом деле, это неважно, совершили мы данный грех только один раз, или много раз. Боль всегда одинакова и страшна.

Мы хорошо знаем эту боль и не один раз доводила она нас до слез, до отчаяния. И хотя мы по-прежнему как-то продолжаем жить, хотя снаружи мы «держим марку», но только Господь Бог и мы знаем, что там происходит внутри.

Грех — это реальность, которую мы хорошо знаем, вдоль и поперёк …

4. Господь Иисус

Спокойствие. То, что сразу бросается в глаза в Его поведении – это большое олимпийское спокойствие. Не раздражается ни на фарисеев, ни на женщину.

Это спокойствие не искусственное, философское, человека, который стоически сохраняет дистанцию по отношению к реальности.

Это спокойствие человека, который любит и поэтому может видеть добро даже там, где другие его не видят, или не хотят видеть.

Писал перстом на земле… Существует огромное количество различных интерпретаций этого текста и скажем себе честно, что мы бы многое отдали, чтобы иметь возможность узнать, что именно там Господь Иисус написал…

Некоторые говорят, что Он писал грехи фарисеев. Не думаю… Господь Иисус не бухгалтер. Он грехов не помнит, Он грехи прощает.

Мне больше всего нравится такая интерпретация: выражение «писать пальцем по земле» означает непостоянство, быстротечность.

Господь Иисус хочет показать тем, кто так сильно требует человеческой справедливости для женщины, что эта справедливость является очень мимолётной и непостоянной.

Потому что вопреки тому, что иногда в порыве благочестия, говорим, Господь Бог всё-таки несправедлив! Господь Бог несправедлив по нашим меркам человеческой справедливости…. И слава Богу! Потому что если бы он был справедлив, то он должен был согласиться побить камнями эту женщину… А о том, что он должен сделать с нами, а, по крайней мере, со мной, даже говорить не буду…

Но, слава Богу, Господь Бог несправедлив. Единственной Божьей справедливостью является факт, что так как все мы согрешили и все мы нуждаемся в искуплении, Господь Иисус всегда готов нам простить. Чтобы это произошло, нужно только признать свою греховность, нужно только осознать свой грех.

Потому что справедливость Божия заключается в том, что Он любит нас вопреки чувству справедливости. Любит фарисеев и женщину, понимая и прекрасно зная, что и одни, и вторая являются грешниками.

Он возлюбил нас, когда мы были ещё грешниками.

Кто из вас без греха…

Это не укор, ни упрёки, чтобы указать другим на их недостатки и закрыть им рот. Это и есть любовь. Это приглашение к любви, это просьба врача, чтобы больной признал себя больным, потому что только тогда он сможет его вылечить.

Как мы уже говорили, неизвестно, что случилось с ними. Дошло ли это до них или нет. Читая дальнейшие страницы Евангелия, кажется, что, скорее всего, нет. Но наш Господь Иисус, как сеятель, сеет обильно и верит, что прорастёт.

Никто тебя не осудил?

Посмотри: «все такие же грешные – и ты, и они». Это не дешёвое утешение, то есть: «не переживай, все совершают какие-то грехи. Они тоже виноваты». Нет.

Господь говорит ей: «Посмотри с сочувствием на свою беду, потому что это беда всех людей, это человеческая хрупкость. Посмотри, что те, кто тебя сюда привёл, они не плохие до конца, они тоже умеют признать свою вину. Не думай о них плохо. Ты тоже их не осуждай.

И я не осуждаю тебя. Иди, и с этого момента больше не греши.

• Господь Иисус, не соблазняется, не падает в обморок, узнав о прелюбодеянии. Господь Иисус – это серьёзный, зрелый мужчина. Знает о всех человеческих слабостях и Его зрелость заключается в том, что Он любит человека не только несмотря на эти слабости, но с ними…

• И с этого момента больше не греши – мы немедленно сосредоточиваемся на этих словах, на этой заповеди. Мы забываем о словах, произнесённых непосредственно ранее: «И я не осуждаю тебя». Господь Иисус сначала прощает, и только опыт Его прощения даёт нам силу исполнять Его заповеди.

• Не известно, что дальше. Господь Иисус верит, что прощение, брошенное в почву человеческого сердца, принесёт плоды. Здесь нет никакого автоматизма, но прощение, полученное человеком, делает его более похожим на Бога. Конечно, без оправдания зла.

5. Несправедливая встреча

Эта сцена, это описание очень близкой, личной встречи этой женщины с нашим Господом Иисусом.

Как легко догадаться в тогдашнем Израиле было много других, более благочестивых и порядочных женщин и мужчин, которые тоже хотели бы встретиться с Иисусом, так, один на один, и не было им дано. Было дано этой женщине. И нужно добавить, что если бы не этот её грех, если бы не это прелюбодеяние, то этой встречи бы не было, она бы не произошла. Что это значит? Что Господь Бог несправедлив.

Господь Бог несправедлив, и это наш шанс… Потому что наш грех может стать поводом для встречи с Ним, поводом испытать Его прощение.

Так что, если в этой сцене ты стоишь там, на середине, обвинённый и осуждённый другими и своею собственной совестью, если, смотря на свои собственные грехи, ты стоишь там и плачешь, то пусть тебе не будет стыдно.

Не только потому, что – как подсказывает песня: „слёзы — это знак того, что бьётся сердце, а это ведь не стыдно”, но, прежде всего, потому, что Твоя боль, Твои слёзы, Твой грех, благодаря благодати Божией могут привести Тебя к очень личной встрече с прощающим Иисусом.

Так что пусть тебе не будет стыдно. Просто открой сердце. Аминь.

о. Войцех Зиолек SJ, г. Томск

Один отввет »

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *