Справедливость и милосердие

Справедливость и милосердие

3 Цар (1 Reg) 21, 17-29
Пс 51
Мф 5, 43-48

Заповедь любви к врагам, несомненно, можно назвать самой сложной в «Новом» Законе Иисуса Христа. Издавна христиане пытались понять её смысл, а точнее – пытались найти способ обойти эту заповедь, оправдывая свою ненависть и жажду мести. И действительно, как можно испытывать любовь к тому, к кому натуральным образом испытываешь ненависть? Если зло не будет наказано, где же тогда справедливость? Конечно, справедливость существует и любое зло, рано или поздно будет наказано, чтобы только нам самим с нашим чувством справедливости не оказаться на стороне зла. Но, призывая нас любить врагов, Иисус не говорит о том, что мы должны испытывать к ним какое-то чувство любви. Он говорит: «молитесь за них». Ведь не за их здоровье и Божье благословение для их злых деяний мы должны молиться, а за их обращение и покаяние, и если они осознают свою вину, и искренне будут просить прощения – мы должны их простить.

Устанавливая свой «Новый» Закон, Иисус всегда говорит: «вы слышали, что было сказано древними», противопоставляя, таким образом, Новый Завет Ветхому. В сегодняшнем первом чтении мы слышали яркий, леденящий кровь пример Божьей справедливости, которая беспощадно карает нечестивых: «псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные…». Однако здесь же мы находим и пример Божьего милосердия: «видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни…». Если Бог прощает даже жестокого тирана, когда тот искренне кается, мы не можем отказать в прощении нашим недругам, если и они осознают свою вину.

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *