Ион 3, 1-5. 10
Пс 25
1 Кор 7, 29-31
Мк 1, 14-20
Сегодня 3 рядовое воскресенье.
Благодарю всех, кто был с нами, здесь на блоге в течение прошлой недели. Я очень рад, что бываете здесь, читаете размышления и стараетесь жить согласно Божьему слову. Особенным образом благодарю авторов размышлений.
Приглашаю всех Вас и на этой недели читать размышления, а Вы приглашайте других.
Да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.
А это размышление на сегодня:
Дорогие братья и сестры!
Что думаем, когда слышим: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие»? Какие мысли, какие ощущения вызывают в нас эти слова?
А когда слышим: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко (…) ибо проходит образ мира сего»?
А когда слышим: «ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» – а если бы мы услышали: ещё сорок дней, и Сургут (твой город) будет разрушен? Может это бы нас взбодрило?
Мы кажется уже привыкли к таким фразам и призывам к обращению.
Иногда бывает, что придет ко мне человек и скажет: «отец, я хочу начать новую жизнь, я хочу исповедаться и начать по-другому. Я слишком далеко ушел, слишком много потерял. Всё! Я хочу по-другому. Помогите мне, пожалуйста».
Вот это человек до которого дошло – дошли эти слова, этот призыв к обращению.
Но это иногда идет через огромное страдание или падения. Человек становится смиренным и послушным – после многих испытаний чаще всего.
А если бы так просто – я поменяю свою жизнь потому что я услышал на Мессе призыв к обращению. Почему бы не так?
Приходят ко мне иногда люди, как-то случайно, первый раз вижу человека, например приходит в сакрыстью чтобы помолиться потому что кто-то из родственников был католик… Пытаюсь поговорить с человеком о вере, о Боге, Он слушает, ему интересно, и последняя фраза какую я слышу очень часто от такого человека это – «я об этом подумаю». Это фраза, которая спокойно могла бы в русском языке заменять слово – прощай.
Я об этом подумаю, и больше я уже никогда этого человека не вижу.
И во время разговора кажется, что человек понимает, что действительно открывает для себя что-то новое, и кажется, что в нем есть в этот момент желание – начать новую жизнь, жизнь веры, но потом… — Я об этом подумаю.
Здесь говорю о людях, которые случайно пришли в храм, например помолиться о своём усопшем родственнике-католике или человеке которого я случайно встречаю во время пастырского визита.
Но разве это не касается и нас, которые приходим каждое воскресенье в храм?
Если бы я, например, спросил – что помнишь с прошлого воскресенья – Евангелие, чтения, проповедь… что помнишь, хотя бы одна мысль? А если даже помнишь – как это повлияло на твою жизнь?
Было хотя бы одно мгновение, один поступок, слово, жест, которое было иначе, по-другому, чем если бы ты этого слова не слышал?
Недавно один священник мне говорит – знаешь, я несколько лет в приходе, чтобы кто-то хотя бы раз сказал, что на что-то обратил внимание в проповеди – никогда. Дело не в том, чтобы хвалить, может и критиковать, но, чтобы была хоть какая-то обратная связь – ничего, молчание. Ни в словах, ни в жизни эти проповеди не замечаю.
Конечно, возможно человек в сердце своем размышляет, но есть опасность, что просто человек привык слушать и это никак на него не влияет.
Однажды в приход пришел новый священник, на воскресенье подготовил прекрасную проповедь. Люди восхищались, приходили, благодарили, говорили – какой хороший священник к нам пришел, какие красивые проповеди говорит. Пришли через неделю и к своему удивлению слышат ту же самую проповедь. Подумали – наверно ошибся, взял не те материалы, листочки и опять то же самое сказал. Пришли ещё через неделю и опять та же сама проповедь. Кто-то не выдержал и после Мессы подошел к священнику и говорит – отец, вы очень красиво говорите проповедь, но почему всегда одна и та же проповедь? Священник ответил – когда вы начнете жить словами этой проповеди тогда я начну говорить новую.
Есть что-то в нас, что с трудом меняемся, с трудом работаем над собой, с трудом принимаем слова, которые слышим, которые знаем, что это Божие слова, Божья воля.
Иисус говорит – «покайтесь и веруйте в Евангелие». Что значит покайтесь? Признайтесь в своем грехе. Исповедайте грех. Сожалейте о грехе. Начните работать над грехом.
У каждого из нас есть грехи, которые повторяются, в которых каждый раз исповедуемся. Это понятно, мы слабые люди, но… За последнее время удалось нам справиться хотя бы с одним из этих грехов, пусть самым маленьким?
Есть такое, что мы исповедовались в каком-то грехе, обещали больше не грешить и действительно не грешим? Есть такое в нашей жизни? – хотя бы в случае одного греха?
А веруйте в Евангелие – есть ли такое, что услышишь какое-то предложение в чтениях, в проповеди и ходишь и думаешь, и переживаешь, и потом после Мессы дома за обедом начинаете всей семей это обсуждать… Есть ли такое?
А сам, в личной духовной жизни, в своей молитве – размышляешь над Божиим словом? Влияет ли это на жизнь, на поступки? Если нет, то в чем заключается – веруйте в Евангелие? Кому Иисус это говорит? Зачем это говорит?
Как отреагировали жители Ниневии на проповедь Ионы?
«поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого».
Как отреагировали ученики Иисуса на Его проповедь?
«сказал им Иисус: идите за Мною. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним». – Они тотчас…
А другие: «они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним».
А мы?
Ведь мы сегодня слышим очень сильные слова, резкий призыв.
В первом чтении мы слышали: «ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена!». После этих слов мы услышали – слово Божье! А значит это не просто чтение книжки а слово Божье.
Потом мы слышали второе чтение а в нём: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко». А после чтения тут же слышим – слово Божье!
И Евангелие слышим, а в нём слова самого Иисуса: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие». После этих слов слышим – слово Господне. И что? Благодарение Богу. Благодарение Богу за что? Что закончилось и можно сесть? Или может, что Бог захотел нас предупредить?
Ведь если мы бы поверили этим словом мы бы испугались, после Мессы все, кто не принял причастья теснился бы возле исповедальни. А кто не может исповедоваться прибежал бы до сакристии и спрашивал – что мне делать чтобы побыстрее исповедоваться? – интересно – будет ли после Мессы такая реакция?
И еще одно…
В первом чтении Бог посылает Иону, он как знаем сначала не хотел, но потом пошел. Пошел и проповедовал и благодаря его проповеди люди раскаялись и обратились к Богу.
В Евангелии Иисус призывает учеников, будущих Апостолов. Посылает их и благодаря их словам сегодня третья часть мира исповедует веру в Иисуса Христа.
Нас тоже Иисус призывает и посылает, чтобы мы проповедовали Евангелие.
Не так давно, где-то в Польши хотели, чтобы я им рассказал о служении в Сибири. И задали мне такой вопрос – а как вы проповедуете другим, неверующим? Я задумался – хороший вопрос… что-то им рассказал, что у нас тут трудно немножко заниматься миссионерской деятельностью итд… А потом я сказал о разных наших встречах, например, о встречах супружеских пар. Тут этот журналист говорит – а, понятно, значит, что вы их формируете, а потом они идут в мир и проповедуют другим людям? – Вот именно, наверное так и есть.
Сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
Иисус призывает нас к обращению – покайтесь и веруйте в Евангелие.
Если через неделю начну проповедь со слов: «что помнишь с прошлого воскресенья – Евангелие, чтения, проповедь… что помнишь, хотя бы одна мысль? А если даже помнишь – как это повлияло на твою жизнь». Что ответишь?
о. Марэк Ящковски, Сургут
Спасибо, о.Марэк. Действительно, истинное покаяние означает, что человек не совершает больше греха, в которм каялся. Очень важно — искренность и твердое намерение. В моей жизни такое было. Но это получается только с Божьей помощью.
Простите, это греческое слово, Спаситель был Греком?