Томас, Анна, Симеон и др.

Томас, Анна, Симеон и др.

1 Ин 2, 3-11

Пс 96

Лк 2, 22-35

Сегодняшнее размышление мне помогли написать друзья… Томас, Анна, Ефрем, Иосиф, Симеон и Владимир… Поэтому размышление похоже на калейдоскоп. Или на несколько открыток, подписанных к сегодняшнему дню разными людьми…

Много раз, переживая Рождественскую октаву, я пропускала мимо 29 декабря – память св. Томаса Бекета. Пока однажды не оказалась в приходе, где настоятелем был о. Томаш Тшебуня, который 29 декабря отмечал свои именины. И вот однажды, готовя для него поздравление, мы с молодежью решили поставить к именинам кусок из «Убийства в Соборе» Томаса Стернза Элиота

С тех пор каждый год я вспоминаю отрывок этой пьесы, в котором три священника размышляют о днях Рождественской октавы и останавливаются с вопросом о дне 29 декабря: А ЧТО ЗА ДЕНЬ СЕГОДНЯ? Меня взволновал этот вопрос. Ведь все идёт к тому, что этот день будет днём мученичества Томаса Бекета… (текст приведен в конце размышления)

Но в то же время этот вопрос обращен и ко мне, к каждому из нас: А ЧТО ЗА ДЕНЬ СЕГОДНЯ? Будет ли мой сегодняшний день днём моего свидетельства?

Среди героев сегодняшнего Евангелия — Пророчица Анна. Удивительная личность, которая вдохновила двух моих «друзей» на прекрасные поэтические и глубокие строки. Первый – это Ефрем Сирин, который видит в Анне образец цельности воли, жертвенной воли к самоотдаче. На её примере он раскрывает тему свободы, которая возможна лишь в подчинении своей воли воле Бога:

Господа возлюбила вместо мужа своего, Господу послужила в доме Господа своего;

отрешась от уз, Господу предала себя, и Он свободной сделал её.

(…)

Свободною волей, как Владыку своего приняла Бога, не понуждавшего её;

Всякую свободу вверил нам Бог, да свободу нашу Ему поручим

И соделаемся наследниками Царства Его.

(…)

Доколе свободная воля людей лишь себе внимает, пребудет рабой;

Когда же Богу вверит себя, поистине станет свободной вполне;

Господство бо Господа благо есть.

А второй «друг»– это Иосиф Бродский, среди стихов которого «Сретенье» — произведение, пронизанное светом Младенца Христа. Оно на самом деле лучится нежным светом. Немногие строки, которые посвящены Анне, описывают её, как согбенную тяжестью лет женщину, которая громко славит Бога – так громко, что её слышит уходящий в вечность старец Симеон

Симеон – этот образ у Бродского выписан особенно красиво и величественно (особенно его уход – старец идёт в кромешную тьму, но он несёт с собой «светильник» — образ Младенца!). Но сегодня я поделюсь с вами мыслями о Симеоне еще одного моего друга, одного из читателей этих Размышлений, Владимира Трусова:

«У каждого, кто приходит в храм, есть свои намерения и ожидания. Тот, кто уже долго ходит в Церковь, может быть ожидает увидеть своих друзей, пообщаться с ними. Те, что приходят, как говорил поэт, «в минуту жизни трудную», желают, наверное, излить душу в молитве и Таинстве Исповеди и – конечно же –получить от Бога ответ на свой вопль бессилия и боли. Ответ, который помог бы разобраться в создавшейся кризисной ситуации. Есть те, кто приходят первый раз – наверное, у них самые завышенные ожидания (торжественное Богослужение, блистающие одежды, вдохновенная проповедь….) А может – наоборот — сердца их исполнены скептицизма, и они пришли на Мессу просто для того, чтобы найти подтверждение своему мнению, что религия – пережиток прошлого, все священники – лицемеры, а верующие – клинические сумасшедшие и выжившие из ума «бабушки».

Старец Симеон пришел в тот день в Храм «по вдохновению» Святого Духа, Который «был на нем». Это для нас удивительно. Кто из нас приходит на Мессу по вдохновению Святого Духа? Обычно мы заходим в храм после суетного дня, в течение которого мы были обуреваемы далекими от Небесного идеала проблемами (что, впрочем, не всегда является нашей виной – ведь у всех есть работа, семья, повседневная рутина). И все это как-то буднично. Посещение храма как …. Рядовое событие… Как завтрак, чистка зубов, поездка на работу….. Какое уж тут вдохновение Святого Духа?

Старцу Симеону «было предсказано Духом Святым», что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». В тот день этот глубокий старик узнал – от самого Духа Святого – что это время настало. И он берет на руки Самого Бога – Царя и Творца Вселенной – Такого…. беззащитного и слабого…. Гораздо беззащитней и слабей толп книжников и фарисеев, да и просто сильных взрослых людей, оказавшихся тогда в Его Храме. Как сказано у Пророков: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Мал. 3,1). Сам Господь приходит в Свой Храм – чудное из чудес – и Симеон, Пресвятая Богородица и св. Иосиф становятся свидетелями этого потрясающего события.

Точно так же, во время каждой Мессы, к нам приходит Сам Христос. И сердце каждого из нас является этим Храмом, в который Господь желает прийти. Готовы ли мы к этому чудесному Пришествию? Увы….. Сам Христос задает такой риторический вопрос: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Мы можем лишь молиться, чтобы мы оказались так же достойны этого Пришествия, как старец Симеон, сердце которого было подлинным Храмом Святого Духа….

Когда кто-то или что-то вдохновляет вас прийти в Храм….. Отнеситесь к этому серьезно – а вдруг это Дух Святой, который сегодня, в этот день, во Храме Божьем – а может даже и среди нашей повседневной жизни – захочет прийти к вам и явить вам Самого Себя — предел всех мечтаний, сердцевину всех чаяний, ответ на все молитвы мира…. Сказано же: «внезапно….».

Подготовила: с. Наталья Ивашковская SJE, Караганда

ПРИЛОЖЕНИЯ 🙂

ЕФРЕМ СИРИН

Анна Пророчица во храме святом

Без уныния шестьдесят годов провела,

Богу себя по смерти мужней предав;

Оставшись вдовою, душу свою

Обручила нетленному Жениху.

(…)

Господа возлюбила вместо мужа своего,

Господу послужила в доме Господа своего;

Отрешась от уз, Господу предала себя,

И Он свободной сделал её.

(…)

Свободною волей, как Владыку своего

Приняла Бога, не понуждавшего её;

Всякую свободу вверил нам Бог,

Да свободу нашу Ему поручим

И соделаемся наследниками Царства Его.

(…)

Доколе свободная воля людей

Лишь себе внимает, пребудет рабой;

Когда же Богу вверит себя,

Поистине станет свободной вполне;

Господство бо Господа благо есть.

(…)

Возлюбила Анна Бога своего,

И послужила Ему в доме Его,

И созерцала неотступно красоту Его,

Во все годы не отвращая от Него очей,

Не насыщаясь видением лика Его.

(…)

Христовы же девственницы, увы,

Блуждают вне дома своего,

И в обители своей развлечены умом;

Телом в затворе, но душою не там,

Леностью изживают своё житие.

 

 

Т.С. ЭЛИОТ «УБИЙСТВО В СОБОРЕ». ОТРЫВОК.

Входит первый священник. Перед ним выносят хоругвь св. Стефана. (Строки, выделенные далее курсивом, не произносятся, а поются.)

Первый священник:

Следует за Рождеством День св. Стефана, Первого

Великомученика.

Князья сидели и сговаривались против меня, лжесвидетельствуя.

День, наипаче угодный для нашего Томаса сыздавна.

Он на колени встает и взывает, моля, к небесам:

Боже, прости им грехи их.

Князья сидели и сговаривались.

Слышна входная св. Стефана. Входит второй священник.

             Перед ним выносят хоругвь св. Иоанна Евангелиста.

Второй священник:

Следует за Днем св. Стефана День Иоанна Апостола.

Посреди собрания уста он отверз.

Сущее изначально, открытое нашему слуху,

Нашему зрению доступное, в наших руках

сбереженное

Слово, открытое слуху, доступное зренью,

Твердим за тобою вослед.

Посреди собрания.

Слышна входная св. Иоанна. Входит третий священник.

               Перед ним выносят хоругвь невинных мучеников.

Третий священник:

Следует за Днем св. Иоанна День Невинных

Мучеников.

Из уст младенцев, о Господи!

Как голоса ручейков, или арф, или грома, — поют

Песню как будто впервые.

Кровью святых истекли они, словно водой.

Без погребенья уснувшие. Боже, воздай же,

Крови святой не оставь неотмщенной. Се голос,

се плач.

Из уст младенцев, о Господи!

Священники стоят вместе перед хоругвями.

Первый священник:

А после этого дня, на четвертый день за Рождеством.

Ликуем и славим.

Первый священник:

В жертву приносит себя за народ, за себя, за грехи.

Пастырь за паству.

Ликуем и славим.

Первый священник:

Сегодня — ликуем и славим?

Второй священник:

А что за день сегодня? Уж половина прошла сего дня.

Первый священник:

А что за день сегодня? День как день, сумрак года.

Второй священник:

А что за день сегодня? Ночь как ночь, рассвет как

рассвет.

Третий священник:

Знать бы тот день, на какой уповать иль какого

страшиться.

Ибо на каждый должны уповать и любого

страшиться. Мгновенья

Поровну весят. И лишь избирательно, задним числом,

Мы говорим: то был день. Ведь решающий час —

Здесь, и сейчас, и всегда. И сейчас,

в отвратительном облике,

Может нам вечность явиться.

Входят четверо рыцарей. Хоругви исчезли.

Один отввет »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *