В Святую Субботу Церковь пребывает у Гроба Господня, размышляя о Страстях и Смерти Христа. Освящению пасхальной пищи должно предшествовать общее поклонение у Гроба Господня. В Церкви не служится Божественная Литургия, поэтому главный алтарь остается разоблачённым.
«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8, 24-25).
«Сошёл в ад», — это исповедание Великой Субботы означает, что Христос прошёл через врата одиночества, что Он достиг недостижимого, непреодолимого дна нашей оставленности. А значит, в нашей последней ночи и тьме, в которой не звучало ни одного слова, в которой мы блуждали, как плачущие, потерявшиеся дети, прозвучал голос, который нас утешает, и протянута рука, которая нас берёт и ведёт.
Ад побеждён, ибо любовь вступила на территорию смерти!
Человек в самой своей глубине живёт не хлебом, но тем, что он любим и может любить. С тех пор, как любовь присутствует в царстве смерти, есть жизнь в смерти: У верующих Твоих, Господи, жизнь не отнимается, но преображается, — молится Церковь в заупокойной Литургии.
Никто не может до конца постичь, что значит это: «сошёл в ад». Но когда мы подойдём сами к часу нашего последнего одиночества, мы сможем ощутить великое сияние этой тёмной тайны.
В исполненной упования уверенности, что мы в минуты глубочайшей оставленности не будем одиноки, помогает нам уже сегодня хоть немного прикоснуться к этой тайне. И среди нашего бунта против темноты смерти Божьего Сына мы начинаем благодарить за тот луч свет,а который приходит к нам из этой тьмы.
с. Наталья Ивашковская SJE (на основе размышлений Й. Ратцингера)