Прощение

Прощение

Дан 3, 25. 34-43
Пс 25
Мф 18, 21-35

Каким должно быть христианское прощение? Очень важный вопрос, уж, поскольку от этого зависит наше спасение. Многие считают, что наше прощение должно быть абсолютным, что мы должны прощать любому грешнику, какое бы зло он против нас совершил, не ставя при этом никаких условий. Но так ли это? В сегодняшнем фрагменте Евангелия мы находим несколько очень важных условий, которые должны сопутствовать акту прощения. Конечно, речь и дет не о количестве грехов, их может быть и семь и семьдесят раз по семь. Речь идет и не об их тяжести, это может быть и десять тысяч талантов и сто динариев. Речь идет совсем о другом:

Во-первых: Царь призывает должника к ответу, требует вернуть долг. Также поступает и злой раб, призывая к ответу товарища. Грешнику следует напоминать о его проступках, для того, чтобы он осознал, что виновен. Многие, совершая грех, даже не думают о том, причинили кому-то зло. Многие не думают, что тот или иной их поступок является грехом. И наша задача – заставить их это осознать. Без осознания греха не может быть покаяния.

Во-вторых: покаяние, которое конечно должно быть искренним сожалением о содеянном и даже не просьбой, а молением о прощении, а не каким-то банальными: «простите, пожалуйста, я больше не буду». Оба должника в притче – именно умоляют, а не думают про себя, что им и так все простится. Многие считают, что у христиан не нужно просить прощения – они и так обязаны простить.

В-третьих: обратим внимание, о чем они просят. Они не просят простить им долг, а говорят: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Это условие – жажда воздаяния. Грешник должен желать как-то каким-то образом возместить причиненное им зло, даже если это невозможно. Хорошим примером здесь является мытарь Закхей, который говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19,8).

Таковы главные условия нашего прощения ближним, которые согрешили против нас, а что касается Божьего прощения наших грехов? И здесь выступают те же самые условия: осознание греха, просьба о прощении и воздаяние, но есть еще и дополнительное очень важное условие: если мы хотим, чтобы Бог простил нам, мы тоже должны прощать.

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР

Один отввет »

  1. Почему же так жестоко набросился прощеный раб на товарища своего? Не от благодарности ли, не от усердия ли перед своим господином? Не собирался ли он уже тогда, когда умолял господина о прощении, воздать господину своему не из своего имения, а из своего неимения, возмещая свой долг долгами других?

    Что же значит «напоминать о проступках»? Это же не «тыкать пальцем в больное место, углубляя их чувство вины» (см 09.02.2017)? Если постоянно обличать грешника в его грехе – можно заклевать человека и впасть в иллюзию своей собственной безгрешности. Да и не услышит он, защищаясь от таких напоминаний, как от агрессии.

    А как часто бывает, когда люди обижаются, не дав себе труда разобраться и понять, что же произошло на самом деле. Обижаются, требуют извинений, покаяния (строго соблюдая условия прощения), а «обидчик» даже не понимает о чем идет речь. Потому что иногда нас обижает наша реакция, наша гордыня, а не ответчик.

    Обращение, отказ от греха происходит не по моему (тоже грешному) требованию, но по готовности грешника измениться. Как же, не соглашаясь с проступками, а то и с грехом, мне, Божьим тактом не обладающей, «напоминать о проступках», чтобы не побивать при этом камнями, но и не стоять в стороне?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *