«Иисус… позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему».
У меня личное воспоминание, связанное с фрагментом Евангелия, который мы сегодня читаем. Это случилось в то время, когда я вместе с другими кандидатами поступал в духовную семинарию. Вечерней порой, после экзаменов, духовный отец собрал нас в часовне. Он прочитал нам фрагмент из Евангелия и стал его объяснять. Отец поставил акцент на слова: «Иисус … позвал к Себе, кого Сам хотел». Духовный отец долго объяснял нам, что именно для нас это означало. Он говорил о присутствии определенных качеств и о свободе от конкретных препятствий. И если мы осознавали, что в определенной степени отвечаем этим критериям, тогда, возможно, Господь призывает и нас к священству. Но это еще не факт. Наша группа насчитывала тогда человек сто. После экзаменов и летних каникул нас было семьдесят три человека, а шесть лет позже, рукополагались сорок четыре священника.
Существуют разные призвания: супружество, одиночество, монашество, путь священника. И любое из них требует определенных качеств. Каждого из нас Господь к чему-то призывает и дает нам силы выполнить это. Но один призыв это еще не все. Надо на него ответить, в том числе приобретая необходимые человеческие (психофизические и духовные) качества.
Молодой человек возмущается. Он уже действительно долго дружит со своей девушкой. Он даже сделал ей предложение. Но она сказала «Нет». Почему она не хочет согласиться? Девушка объясняет это так: « Я в нем не уверена». И это действительно имеет основания. Понятно, что он хочет стать ее мужем, он нормальный парень и конечно это его. Но он еще не настолько зрелый, чтобы на его выбор она могла ответить тем же и стать его женой. Возможно, через эту девушку Господь говорит ему – Я тебя призываю к супружеству, но ты еще не готов. Чтобы ты мог ответить на мой призыв, тебе надо постараться. Итак, получается, что призвание это призыв и ответ на него. Ты соглашаешься с этим?
Автор: о. Томаш Тшебуня, г. Уфа
После прочтения (а я последнее время читаю сразу по 10 размышлений) меня осенило, я чквстврвал что Бог говорит со мной напрямую. До прочтения этого размышления было размышление о погибшем отце. И я снова задумался — тем ли путем я иду? Но теперь я понял вопрос Бога ко мне после прочтения. Дв, Боже, я согласен.
Богу нужны только призвания посвященной жизни, или весь народ Божий, все призвания во всем их единстве и многообразии? Почему Церковь не учит меня ценить моё призвание и жить моим призванием, а учит только очень альтруистично восхищаться не своим и выпрашивать у Бога не своё? Богу, Церкви и мне этого совершенно достаточно? Почему закрыт дом духовных упражнений в Новосибирске — единственное место, где простые миряне-католики России могли хоть изредка погрузиться в молитву с головой? В Церкви тоже процветает культура отбросов? Почему при наличии достаточно большого количества католических сайтов на русском языке — нет никакой информации о духовных упражнениях для мирян при том, что для наших отцов и сестер это является и обязанностью, и правом, и это постоянно где-то да происходит? Миряне слишком обременительны для Церкви? Или им достаточно крох со стола детей, чтобы стать готовыми к своему призванию? Или существует множество других мест и возможностей, просто я о них ничего не знаю?
Слава Иисусу Христу! Здравствуйте, Елена! Надеюсь, Вы увидите мой ответ Вам. Если Вы внимательно следите за тем, чем живет Церковь, то Вы видите и то, как много говорится о ценности и призвании семьи! Могу поделиться, что я очень благодарна Богу за призвание материнства, воспитателя, руководителя, катехизатора. . . Призвание дружить. . . быть дочерью. . . и многое другое! ..
По поводу духовных упражнений-я тоже очень любила уезжать в Новосибирск, чтобы обновить и углубить свои отношения с Богом. Здесь есть какие-то причины…
Могу поделиться нашим опытом. В этом году мы в нашем кемеровском приходе собрали группу (это может быть и 1 человек!) и начали духовные упражнения в повседневной жизни. Знаю, что в Томске тоже были такие упражнения. Подробно Вы можете посмотреть на нашем кемеровском сайте или томском.
Надеюсь, что смогла помочь Вам. С Богом!
Слава Иисусу Христу! Дорогая Наташа, спасибо за ответ на комментарий Елены. Меня он тоже «зацепил»… И не только меня: я вспоминаю неоднократные разговоры с разными людьми, в большинстве женщинами, что в Церкви они слышат только о двух достойный вариантах жизни: либо монашество, либо замужество. А реальность такова, что призвания к монашеству они не имеют, а создать семью, где можно было бы родить и по-христиански воспитать детей, не получается, или семья распалась, не став призванием… И что тогда?
Я, как и ты, считаю, что быть другом, служить людям своей профессией или своим увлечением вне профессии — это тоже призвание, но мне, как и Елене, не хватает наставления и поощрения моей Матери-Церкви в лице ее служитей, расти в том реальном призвании, которое мне дано, но не списывается в альтернативу монастырь-брак.
Дорогая Елена, огромное спасибо за комментарии (не только этот, но и другие!) Они задевают меня подлинностью — «личностностью», вопросов, искренностью переживаний, которые я за ними чувствую, и отсутствием морализаторства. Всё это я очень ценю, но не очень часто встречаю, и не очень часто сама на такое способна.
Мне близки Ваши вопросы о мирянах в Церкви. У меня тоже бывали ситуации (и наверное, ещё будут, хотя и по другим поводам), когда я задавала себе вопрос, а кем считают мирян те, кто служит в храме «профессионально» — священники и монахини? Бывало и так, что единственный ответ, который напрашивался был таков: «Я мешаю им работать и отнимаю у них время». … Мне потребовалось время, чтобы услышать те ответы, которые давал мне Господь. Не хочу вдаваться в подробности (боюсь впасть в морализаторство ;), но суть тех ответов, которые я услышала из Первоисточника, такова: для Господа мы ВСЕ — ПОСВЯЩЁННЫЕ. Все, без единого исключения. И для Него нет более и менее важных, что бы мы сами о себе ни полагали. … От всей души желаю Вам услышать на Ваши вопросы те ответы, которые Он приготовил для Вас.
Что касается духовных упражнений, то да, это — проблема и для меня тоже. Последние годы выкручивалась только за счет знакомств среди сестёр и священников, благодаря которым удавалось присоединиться то к одной, то к другой группе, но не в России, а на Украине и в Белоруссии. Такое положение нужно как-то исправлять. «Спрос рождает предложение»… Дополнительная сложность в том, что католиков в России мало и мы разбросаны на огромных расстояниях… И, насколько я могу судить, процент мирян с потребностью именно в таким духовных упражнениях, которые на несколько дней, в тишине, с индивидуальным сопровождением, не слишком велик. Так что и для меня вопрос висит в воздухе. Может как-то попробовать задействовать католические сайты, которых немало, чтобы поставить, обсудить и решить проблему? Простор для творчества и инициативы 🙂 С Богом, и еще раз спасибо! н
Слава Иисусу Христу!
Бог в начале каждого призвал быть человеком.
Иисус пример. Он родился в нищие и беспомощно стиль, как и каждый из нас.
Он воспитывался в послушание и любви, как и каждый ребенок должен расти.
Он в Своем служении показывает призвание человека быть Любовью, так как Сам есть Любовь. Своим отношением с Отцем как и с человеком. Отношением к каждому и ко всему во всех сферах жизни.
Это можно найти в библии, этому можно научиться в общине. И не важно быть монахини или священником (хоть я и благодарю Бога за них).
Церковь, вера истинная школа человеческих отношений. Я простая мирянка и большую часть жизни прожила без веры(только в сердце была крохотная надежда «где-то там хорошо»). Хорошо сейчас. Есть свет, есть моя среда, есть Иисус, есть церковь, есть все — с верой.
Мое призвание изначально быть человеком и любить. Любить все — и боль и радость, и взлеты и падения. Любить каждого.
Но я только этому учусь. И у священника, и у внучки. Так как все это от Бога, с Любовью и заботой обо мне.
Красивая тема призвание и пришло на крещение… можно каждому окунуться.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Дорогие Натальи, спасибо за Ваши ответы, может они не помогли мне вот так сразу в решении проблем, но точно поддержали на пути к решению и помогли не замкнуться. Наталья Мария, конечно, эти вопросы надо поднимать. Только мне не хотелось бы их превратить в какой-то междусобойчик, чтобы просто выплеснуть эмоции или посплетничать, как бывает даже на католических форумах, кроме того, я не понимаю, как эти вопросы можно решать без участия духовенства. Собственно, именно поэтому я задаю их именно на этом блоге – другого интернет-ресурса под руководством духовенства, но при этом не безлично официального, с наличием достаточно простой обратной связи – попросту не встречала, может не задавалась целью найти.
Дорогие отцы и сестры, дорогая Галина, позвольте тогда продолжить, раз тема нашла отклик. Хочу подчеркнуть, что все нижесказанное – не нападки или обвинения в адрес Церкви, а моё видение, во многом наверняка ошибочное. Мне бы не хотелось подвергнуться анафеме за свои ошибки, но я надеюсь на тактичную помощь в корректировании моего взгляда на проблему. Мне вот, например, всегда казалось (точно по словам отца Иринея 01.11.2016 о том, что чужое призвание часто выглядит более лакомым и весомым), что положение одинокого человека ближе и понятнее Церкви, во всяком случае я вижу, что многие «одиночки» нашего прихода имеют намного больше возможностей церковного общения и служения. А внецерковное служение и общение – дружба, профессия, семья, особенно если она не целиком христианская, и даже во многих случаях любовь — кажутся мне скорее общечеловеческими, нежели христианскими призваниями, не к которым христиане призваны, но куда они призваны привносить вкус христианства в силу своего христианского достоинства. Вот и получается, что христианское призвание одно – христианин, а специальностей несколько — священник, монах и мирянин, и еще чуть больше специализаций. Есть еще несколько христианских формаций: община (в любом ее виде – приход, монашеская община, христианская семья) и отшельничество, одиночество, хотя о последнем у меня тоже есть свои сомнения. Т.е. я хочу сказать, что с моей точки зрения, возможно ошибочной, я вовсе не призвана Иисусом быть матерью, другом или работодателем/работником, и говорить мне об этом в Церкви – это заставлять меня терять или обезличивать мою христианскую идентификацию, поскольку я получила эти дары Божьи как человек вообще, не как конкретно христианин. Но, как христианин, я призвана Иисусом нести-дарить вкус христианства в том окружении, в котором пребываю, и в те функции, которые исполняю, как член человеческого сообщества.
Итак, я — мать и жена, и Церковь действительно последнее время стала много и хорошо говорить об этом, но, как мне кажется, все не идет дальше слов. Какой-то реальной духовной поддержки Церковью в раскрытии меня именно как христианской жены и матери я пока не вижу. Более того, часто мне кажется, что Церковь мне помочь ничем и не может, поскольку единственная функция семьи сводится Ею к «плодитесь и размножайтесь». Понимаете, получается, что у семьи нет других радостей и проблем, но при этом идеалом христианской семьи является Святое семейство, и не думающее исполнять основные функции брака. Но поскольку моему семейству далеко до идеала, проблемы и вопросы сочетания «этого» с Божьим — которые совсем не обязательно тождественны планированию семьи — существуют и требуют своего разрешения, а я не всегда смогу задать их монаху. Быть замужем и быть Божьей выглядит для Церкви (в моем понимании проблемы) как «или-или». Семья, тем более христианская, для Церкви остается абстракцией, и в соединении опыта полной принадлежности двух людей друг другу и при этом полной принадлежности человека Богу, как христианина, Церковь пока мне ничем не помогла и ничего не подсказала, кроме того, что быть одиноким – однозначно проще и здоровее для духа. С моей колокольни, семья – это нечто для нашей Церкви чуждое, и я считаю, что кризис семьи во многом обусловлен именно многовековым церковным отношением к ней, как к чему-то однозначно плотскому и несовместимому с духовным служением и духовной отдачей. И какие бы хвалы сейчас семье ни пели, быстро это отношение не изменишь.
Точно также мне упорно кажется, что Церковь, увлекшись воспитанием молодежи, начинает утрачивать навыки взращивания христианской зрелости у желающих этого взрослых. Похоже, априори считается, что таких в России попросту нет. А я уверена, что их не хотят или уже не умеют увидеть. Конечно, с молодежью проще. Может быть поэтому всегда находятся деньги на дни молодежи, и не оказалось денег на содержание помещения для внешне ничем не примечательных упражнений? Почему миряне должны выкручиваться, «примазываясь» к знакомым при Церкви, или пытаясь найти какую-то более-менее адекватную замену? Ведь наверняка нас таких даже не трое, а больше. Парадоксально, получается так, что Церковью делается всё, чтобы этот процент стал еще меньше. Неужели настолько бесперспективно сопровождение к зрелости мирян, что можно спокойно захлопнуть перед нами единственную дверь? Ну, хорошо, пусть действительно непосильно дорого – тогда дайте возможность присоединиться к своим группам. Дорогие отцы, братья и сестры, давайте нам больше информации, например через настоятелей приходов, если не через интернет. Может быть, тогда в Сургуте на упражнениях оказалось бы не две, а три-четыре семейные пары? Мирянам необходимо прежде всего узнать о таких возможностях, потом договориться на работе и в семье на период своего отсутствия, найти деньги на дорогу и проживание, поэтому нам нужна информация заранее, лучше за год вперед. Поскольку процент желающих невелик, и не только из-за нашей духовной незрелости, но, бывает, из-за материальных и прочих мирских проблем, которых в нашей жизни предостаточно – на вас вряд ли обрушится лавина страждущих мирян, но кто-нибудь да получит возможность присоединиться. Бывает, что из Церкви уходят именно наши, не потому ли, что они постоянно голодны, получая исключительно молоко?