Жизнь взаймы

Жизнь взаймы

4 Цар (2 Reg) 5, 1-15

Пс 41

Лк 4, 24-30

Нееман“Жизнь взаймы

или Небо не знает фаворитов” – так называется книга Ремарка, в которой главные герои, неизлечимо больная девушка и автогонщик, состязаются с самой смертью. Не желая считать унылые дни оставшейся жизни, они эту жизнь отчаянно проживают и любят её. Пока смерть не настигает их. Исход этого состязания всегда предрешен, и полученную жизнь придется возвращать. Но то, чем заполнить свои дни; то, каким предстать перед лицом этого вечного соперника; то, где будет твое сердце – решать каждому из нас.

Так некогда Нееман Сириянин – “отличный воин, но прокаженный”- оказался перед лицом собственной смерти. Много раз он приносил смерть врагам, забирая себе победу. Броня, оружие и храбрость делали его нечувствительным к боли, ни своей ни чужой. Однако, проказа оказалась более сильным и коварным врагом. Но воин не был бы воином, если бы сдавался без борьбы. Для спасения он готов воспользоваться и соломинкой – слухом о пророке Божьем. Итак, Нееман, заручившись поддержкой могущественного царя, нагрузившись серебром и золотом, “на конях своих и колеснице своей” отправляется к царю Израильскому, чтобы снял с него проказу. “Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять!” – раздирает царь Израильский одежды свои. Это точно, мирская власть ничтожна.

А впрочем, ведь не произошло совершенно ничего необычного: еще один человек заболел и скоро умрёт, как и все. Да и сама проказа для Неемана кажется “профессиональным заболеванием”: раньше он не знал боли и жалости, облеченный в военные доспехи, теперь не чувствует боли и ран, потому что проказа омертвляет его тело, начиная с нервных окончаний. Нам надо говорить еще о лепре не только как инфекционном заболевании, в наше время она встречается относительно редко. Её заменила прокаженная душа, прокаженная совесть, прокаженный ум. Прокаженная политика, прокаженная экономика. Лишенные способности чувствовать чужую боль  зараженные люди отчаянно ранят и себя, и друг друга.

“Много было прокаженных в Израиле при пророке Елисее; и не один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина”. Во-первых, он с ней не смирился. Во-вторых, понял наконец, что борясь с болезнью, надо перебороть себя. В-третьих, семь раз надо было омыться и узнать, что “на всей земле нет Бога, как только у Израиля”. “И обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился”.

Что же, друг, если ты заметил нечувствительные белёсые пятна на своей душе или хочешь смыть с неё струпья застарелых ран – окунись и очистись! Но знай: потом будет больно.

 о. Алексей Баранников

Один отввет »

  1. Сначала я подумала: “Зачем бороться с проказой, если всё равно я когда-то умру? Какая разница от чего? От проказы, от старости, от несчастного случая…”
    Но потом перечитала размышление ещё раз.
    “Исход этого состязания всегда предрешен, и полученную жизнь придется возвращать. Но то, чем заполнить свои дни; то, каким предстать перед лицом этого вечного соперника; то, где будет твое сердце — решать каждому из нас”

    То, чем я заполню свои дни зависит от меня. И я выбираю жизнь, а не жалкое существование прокажённого. Хотя это и больно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *