Даром

Даром

DSC_0078

 

Деян  6, 8-15
Пс 119
Ин 6, 22-29

Как-то неуклюже евангелист рассказывает нам о событиях, имевших место в Капернауме после того, как Иисус насытил множество народа. А речь идет об очень важных событиях. Можно сказать, что чудо умножения хлеба тут только завершается. Иисус показал, что Он может удовлетворить житейские потребности человека – и даже, когда их много. Но тут же Он сознает, что народу именно этого – и только этого – хочется. Людям всё равно, откуда взялся хлеб. Они не спрашивают о чудесах. Естественные жизненные процессы им важнее, чем сверхъестественные. (И нам нельзя их ругать за это – ведь у нас самих часто так же бывает.)

Иисус предлагает нам гораздо больше, чем то, что нам необходимо для
тела, и не только на эту жизнь, но и на вечное пребывание с Ним.
И тут же у нас – как и у людей, тогда в Капернауме – появляется чисто
потребительский вопрос: Мы от Иисуса, может быть, уже получили кое-какие благодати. И тут Он нам предлагает больше. А нам интересно, что же нам делать, чтобы ещё и этот дар от Иисуса получить?

И тут же мы также промахиваемся, как и люди тогда. Во-первых: мы представляем себе только туманно, что Иисус нам предлагает. Как это будет для нас.
И, во-вторых: нам очень сложно понять, что от нас (на этом этапе) ничего не требуется. Если дар Иисуса такой уж великий – то наверняка надо что-то за него отдать взамен. А вот и нет. Если так думаем, мы
ошибаемся, как тогда народ в Капернауме, который спрашивает: что нам
делать? Иисус не нуждается во множестве человеческих хороших поступках, в добродетелях наших или в наших успехах. То, что для нас не имеет цену мы и не ценим. То, что нам ничего не стоит – то и не стоит наших усилий. Ведь часто мы именно так думаем?

То, что Иисус нам предлагает, мы можем принимать только даром. И только от Него Самого. Призыв Иисуса веровать в Него, входит в самый фундамент нашей веры, нашей жизни. Всё остальное строится на этом фундаменте. Любить ближнего, простить, прощать, не судить, … и т.д. – всё это последствие того принятого решения: получать дар Иисуса.

Автор: о. Маркус Новотни, Самара

Ответов: 4 »

  1. Принять даром совсем не просто. Мне кажется, мы так привязаны к «зарабатыванию» благодати молитвой, постом, хождением в костёл, деланием добрых дел и т.д., именно потому что так проще: «оплатил» — получил. Соглашаясь — именно соглашаясь — принять даром, надо признать, что ты сам по себе не можешь ничего, признать свою нищету.
    Не хочу сказать ничего плохого о добрых делах, работе над собой и т.д., но надо помнить (мне в том числе), что это- вторично, это следствие, а не способ.

    • Мир и добро Arcadia!
      Да, согласна с Вами, что нам проще и ближе отношения «оплатил» — получил и принимая что то даром, мы часто, словно бы, чувствуем свою нищету, неловкость и даже какую то ущербность.
      Но если получается так, что нам удаётся, делая добрые дела, не думать о том, получим ли мы после какую либо «оплату» за них, то результаты таких наших действий бывают очень интересны.
      К примеру, я делаю что то хорошее и доброе, просто делаю и всё и не думаю о том, будет или нет мне «оплата» за это. И как то всегда так случается, что сам процесс «делания даром» этого доброго дела доставляет мне радость.
      Вероятно, это чувство радости даёт нам Бог в таких случаях?
      Не так давно, один мой друг сделал мне одно доброе дело «даром» :-), «просто так» от чистого сердца…и я очень хорошо чувствовала в тот момент, что это доброе дело «просто так» принесло ему же самому радость не меньшую, чем мне.
      С Богом!

      Спасибо, отец Маркус, за замечательное размышление.
      С Богом!

      • Татьяна Арсеньев, не хочу сказать, что добрые дела не надо делать. Можно и нужно, но это не означает, что Богу более угоден делающий их, чем не делающий (если только по этому признаку определять), Он не даёт благодать и любовь «за» доброе дело, молитву и т.д. В принципе, доброе дело, наверное, можно рассматривать о как проявление действия благодати, но всё равно это не я делаю то самое дело, это Бог действует через меня. А радость от хорошего поступка — не сродни ли она утешению, которое часто получает человек в начале обращения, когда он испытывает положительные эмоции, укрепляющие его в добром делании, дающие запас прочности.

  2. Работу над собой, молитвенные практики и пр. можно превратить не в плату за выпрашиваемые дары, а в развитие в себе умения замечать и использовать уже дарованное, и, одновременно, умения замечать и отвергать неприятельские «подарки», умения слышать голос Бога, и не слушать искусителя. Без такой работы мы, даже встретившись с Иисусом, не вернемся в Иерусалим, а останемся в Эммаусе ждать встреч и даров, а над встречами и дарами можем плакать, как над потерями.
    Богу угодны все, делающие и не очень, и любит Он всех, но мы любим Его по-разному, и наша способность Его любить развивается и зреет, как и любовь ребенка к своим родителям. И взросление ребенка, зависящее от многих внешних условий, в конечном итоге определяется его усилиями использовать или отвергать всё то, что ему дается.

Добавить комментарий для Елена Коровина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *