Храм рукотворный

Храм рукотворный

(Годовщина освящения Латеранской Базилики)

Иез 47, 1-2. 8-9. 12
Пс 46
Ин 2, 13-22

Мало кто из нас когда-либо бывал или побывает в Латеранской Базилике. И наверняка, для каждого из нас милее и роднее тот храм, который мы посещаем регулярно, тот, с которым связаны самые важные события в нашей духовной жизни. Тот, который стал для нас вторым домом, местом душевного спокойствия, убежищем. Мы не знаем тех людей, которые посещают ту далекую Базилику. Для нас братьями и сестрами являются те люди, которых мы видим в нашем храме, которым передаем знак мира во время Мессы. Но мы также прекрасно понимаем, что наша община – не секта, что наша Церковь воистину Католическая – Вселенская, поэтому храм в далеком Риме, который мы никогда не видели, также и для нас – «всех церквей города и мира Матерь и Глава». И сегодня, один из тех праздников, который позволяет нам ощутить это единство.

Однако кто-нибудь может сказать, что праздник освящения, какого бы то ни было храма – праздник храма рукотворного, творения рук человеческих. Не идолопоклонство ли это? Ведь мы знаем, что Церковь Христова – духовная действительность, и все мы являемся этим Храмом (как и св. Павел учит 1Кор 3,17).

Что холодные камни могут сказать нам о духовном мире? О любви, о милосердии? Конечно, рукотворный храм – символ Нерукотворного, но стоит ли уделять столько внимания символу? Разве Бога не следует славить на каждом месте – в духе и истине (Ин 4,21), а не в каком бы то ни было храме?

Свято ли здание храма само по себе, или это просто место, где верные могут собраться, чтобы вместе совершать богослужение, освящая его своим присутствием и молитвами?

Немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг изрек некогда фразу, ставшую крылатой: архитектура – застывшая музыка. Если речь идет о сакральной архитектуре, то смело можно сказать, что и архитектура храма и его убранство – одновременно и застывшая проповедь и застывшая молитва, которая, не смотря на свое безмолвие – назидает и взывает к Господу.

Поэтому наши храмы не должны быть пустыми коробками с голыми стенами. Каждый образ, фреска, витраж и даже элемент декора должны исполнять свою сакральную функцию – прославлять Господа, припоминать нам истины веры и призывать к молитве. Но, в тоже время, храм это не музей и не картинная галерея, куда мы можем прийти, чтоб восхищаться произведениями искусства. Еще большее значение имеет внешний вид храма – это воистину застывшая проповедь, которая говорит всем и каждому о присутствии на этом месте Славы Божьей: «Бог это не старая сказка, не пережиток темного прошлого, не выдумка неграмотных дикарей, вот – Он здесь, войди и прославь Его имя!»

Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР

Ответов: 5 »

  1. «И наверняка, для каждого из нас милее и роднее тот храм, который мы посещаем регулярно, тот, с которым связаны самые важные события в нашей духовной жизни.» Спасибо, о. Ириней, за эти слова.. Действительно, есть у каждого из нас тот храм, с которым связаны те или иные события в нашей жизни. Благодарение Богу, у меня таих храмов достаточно, т.к. в каждм городе. в котором я бываю, есть храм, с котрым что-то связано, И, действительно, оказавшись у стен храма, забываешь о своих проблемах, неприятностях. Душа устремляется в Господу. Наступает единение с Богом, чувствуешь покой и умиротворение. Я была в храмах, где хранятся множество святынь. В них переживаешь особые чувства, особое состояние души. Наверное, в такое время во время молитвы, снисходит Благодать Божья. Я это чувствую.
    Но меня волнует другой вопрос: Как мне построить храм в моей душе?
    Недавно нашла вот эти строки, которые взволновали мою душу:

    Скажи мне, старче, что есть храм в душе?
    -Бывал ли в Церкви, веруешь в Христа?
    — Хожу, но вот душа пуста…
    Лишь только в Церкви трепет в сердце
    Перед иконой и лампадой…
    Калитка к храму – в душу дверца,
    Молитва там и песнь, и ладан…
    А что потом? Домой дорога, усталость, быт и суета…
    Лишь дома благодарность Богу…
    -Ты дома молишься всегда?
    — И там лампадка и икона,
    И сердце кается в грехах…
    -И молишься как в храме дома
    С молитвословом на руках?
    И дома, старче, каждый раз.
    -И дома есть иконостас?
    — И дома, старче, словно в храме,
    Молюсь, молюсь, но всё устами…
    -Усталость в сердце от молитвы?
    — Труды, заботы, дом, семья…
    -Что ж, воин устаёт от битвы…
    — В какой же битве, старче, я?
    -В тылу стал слаб, устав от брани
    И тем тылы не уберёг,
    Твой враг в тылу твоём восстанет,
    Чем ближе храм, тем ближе Бог…
    Алтарь в душе – твоё же сердце,
    Молитва — твой иконостас
    Тебе лишь стоит оглядеться,
    Чтоб свет лампадок не погас…
    Их свет – огонь души и совесть,
    А миро – благодать Христа,
    Поклоны – благочестья повесть,
    А певчие – твои уста…
    (Автор: Петр Ладан)

    Храм моей души — какой он???
    Вот в чем вопрос….

  2. «Если речь идет о сакральной архитектуре, то смело можно сказать, что и архитектура храма и его убранство – одновременно и застывшая проповедь и застывшая молитва, которая, не смотря на свое безмолвие – назидает и взывает к Господу.» — спасибо, отец Ириней!
    Наш храм внешне очень лаконичен и строг, но это тоже «застывшая проповедь» и призыв к Богу. Иногда, мне даже кажется, что даже цветы, которые мы высаживаем вокруг него каждое лето, это тоже призыв к Богу и разговор с Ним. Может быть, поэтому они всегда так красиво и ярко цветут?
    Спасибо за замечательное размышление.
    С Богом!

  3. Полностью поддерживаю размышление Татьяны!Очень жаль,что я пришла в Храм так поздно,Но я благодарна Господу,что в конце жизненного пути,обрела желание приходить сюда вновь и вновь,Мне нравится все,Во время проповеди чувствую благоговение,Именно здесь ощущаю неосязаемое присутствие Господа,свое причастие к чему-то неопознанному,но торжественно высокому,прекрасному,А храм в душе построить не легко,для того и жизнь дана,Главное иметь искреннее желание воздвигнуть его,Любовь,

  4. Слава Иисусу Христу! Всем мира и добра.
    Главное, что внутри. Пустой храм — это музей, это то, что осталось от чужих богов, как Парфенон. Если в храме только священник, пусть даже он регулярно совершает мессу — а значит в храме постоянно присутствует Христос — такой храм всего лишь застывшая проповедь, старая сказка, отживающий свой век пережиток прошлого. Удивительно, но храм становится храмом только тогда, когда он наполняется верными. Тогда старая сказка вдруг оживает и становится реальностью. Тогда Христос, незримо присутствующий в храме даже когда нас в храме нет, перестает быть далеким Богом, а становится Сыном Человеческим.
    Храм в душе становится храмом, когда я захожу в него не от случая к случаю, когда вместе с Иисусом в этом храме постоянно и я, а не Он ждет меня там в одиночестве.

  5. Спасибо. Мой Храм — как рвется к тебе душа моя! В тебе совершается Месса — Святая Тайна, сокрытая в Вечности…Живу в ожидании, считая дни, когда снова войду и сольюсь с Возлюбленным сердца моего…И буду петь хвалу Ему, соединяясь с Небесным Воинством в общем ликовании…Мой старый Храм, Святое Место, хожу по Тебе, чуть дыша…Молюсь и живу…живу…живу. С Богом.

Добавить комментарий для Алёна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *