Необходимое страдание

Необходимое страдание

Рим 8, 26-30
Пс 13
Лк 13, 22-30

Путь к Иерусалиму для Иисуса – это путь к страданию.

Тесные врата – это страдание.

Последние, которые будут первыми – это те, кто прошёл путём страданий.

Страдания – часть нашей жизни.

Иногда (или часто?) мы хотели бы избежать страданий. И если это возможно честным путём, мы должны искать выход.

Но есть в нашей жизни необходимые страдания. Их невозможно обойти. Без них невозможно обойтись. И тогда в них нужно войти, пройти сквозь тесные врата.

Попытки устранить страдания – теоретические, как в жанре утопии и антиутопии, или практические, как в случае режимов, основанных на идеологии «в жанре утопии и антиутопии», — обычно приводили к лишению жизни – либо путём физического уничтожения одних ради блага других, либо путём лишения самой жизни её смыслового содержания.

Наверное, помните фильм братьев Вачовски «Матрица». В мире Матрицы реальная жизнь, полная страданий, противопоставлена иллюзорной жизни в Матрице, где доступны любые удовольствия. Понятия жизни и счастья подменяются понятием удовольствия. Человеку нужно делать выбор. Войти тесными вратами в жизнь и свободу или остаться элементом питания для машин, которые кормят твоё тело суррогатами пищи, а твою душу – суррогатами ценностей.

Еще более явный мир, основанный на идее счастья, как отсутствия страданий, — это «дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Мир, в котором не может быть страдания, и поэтому нет любви, нет семьи, нет естественного деторождения. Есть кастовое общество, в котором довольны все, ибо потребности и способности формируются так, чтобы система функционировала безотказно. Представители каждой касты запрограммированы «быть счастливыми» в своём состоянии. Нужно только вовремя получить «дозу» доступного удовольствия.

Иногда (или часто?) так хочется уйти из реального мира, полного реальных страданий, в виртуальный мир Матрицы или под покров какого-нибудь дурмана – химического или идеологического. Такая «духовная анестезия» — попытки подавить значимые эмоциональные импульсы из-за того, что они могут вызвать отрицательные переживания, — убивает внутреннюю жизнь.

Виктор Франкл пишет о смысле страданий: «Страдание и горе являются частью жизни, как судьба и смерть. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не разрушая её смысла. Лишить жизнь горя, смерти, судьбы и страдания – значит лишить её присущих ей формы и содержания. Ибо лишь под ударами молота судьбы, в горниле страданий обретает жизнь свои содержание и форму… Вместе с тем человек должен остерегаться соблазна преждевременно сложить оружие, сдаться, слишком легко приняв ситуацию за судьбу и склонив голову перед всего лишь мнимой своей участью. Лишь когда он не имеет более возможности реализовывать созидательные ценности, когда под рукой действительно нет средств, чтобы воздействовать на судьбу, тогда лишь наступает время реализовывать ценности отношения, тогда лишь ему имеет смысл «взвалить на себя крест». Сама суть ценностей отношения проявляется в том, как человек приговаривает себя к неизбежному; поэтому ценности отношения могут быть полностью реализованы, только когда доля, выпавшая человеку, оказывается в самом деле неизбежной. Брод называл это «благородным несчастьем», в отличие от «несчастья неблагородного», представляющего собой ситуацию, которую можно избежать либо в которой человек повинен сам». (В. Франкл «Человек в поисках смысла»)

Воистину спасительное страдание – тесные врата! Но туда можно войти только свободно. Иисус не толкает нас в страдание. Но направляет Свой путь в Иерусалим и приглашает: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата».

Автор: с. Наталья Ивашковская SJE, Саратов

Картина: Эскиз Марии Башкирцевой «Жены мироносицы»

Ответов: 11 »

  1. Слава Иисусу Христу!
    Очень сложная и актуальная тема, с.Наталья.Конкретно меня это касается.Так сложилось вольно и не вольно я живу в мире страданий,которых мне никто не навязывает. Это я сейчас понимаю.Понимаю и даже иногда получается выходить на свободу.И я согласна выход из моего иллюзорного мира страданий это отношения с реальным миром, дарованным мне Богом для радости и благодарности. Но у меня еще очень плохо получается.
    И я искренне рада и благодарна Богу за этот блог, за размышления.Это огромная помощь для. меня.Спасибо.

  2. Cлава Иисусу Христу! Мир и добро всем!
    Спасибо огромное, сестра Наталья! Не так давно, как ни удивительно, мысли о смысле фильма «Матрица» тоже не давали мне покоя. 🙂 Когда мы становимся на путь веры, то тоже пред нами встаёт выбор жить в иллюзии прежней жизни,где всё вроде просто и понятно «живём один раз, после пустота небытия, поэтому в этой жизни надо всего урвать по полной программе и ни в чём себя не ограничивать» или идти туда, где Бог и выбрать Его дорогу и всю жизнь идти по ней в страдании, спотыкаясь и падая и постоянно что то преодолевая, а после ещё и через «тесные врата» предстоит протискиваться…И мы выбираем этот путь страдания…
    А может страдание это необходимая часть нашей духовной эволюции и без него душа омертвеет? Всё в мире проходит через «страдание». Только это называется у всех по разному. Этим летом мы посадили плющ вокруг церковного грота и он с упорством цепляется за камни и изо всех сил тянется вверх к солнцу. И это несмотря на то, что бывает и сильный ветер и сильный дождь, который приносит ему страдание, который может даже оторвать его от камней и сбросить вниз. Но это растение снова и снова будет упорно подниматься и цепляться за камни, снова будет упорно тянуться к солнцу! Конечно, он может «передумать» расти на камнях и направит свои побеги на землю вниз. На земле для него будет мягко и не будет страдания. Но на земле внизу темно и сумрачно, и поэтому плющ «решает» идти трудным путём страдания и взбираться по камням к солнцу и свету.
    Спасибо, за замечательное размышление. С Богом!

  3. Слава Иисусу Христу!
    Прочитала и вспомнила у Экзюпери в «Молитве»: Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

  4. А я не понимаю смысла страданий, и вряд ли пойму. По-моему страдания убивают и душу и тело. И по-моему жизнь вообще теряет всякий смысл, если в ней одни страдания. Зачем тогда рождаться? В чём смысл жизни? Чтобы всё время плакать, мучиться и переживать? Я не понимаю….

    • Смысл христианской жизни в обожении — уподоблению Богу, а не в мазохизме. Можно, страдая, ненавидеть и проклинать всё и вся, подобно второму разбойнику на кресте, смысла (Бога, спасения) в таких страданиях действительно нет. Важно не страдание, а сохранение послушания Богу даже в тяжелейших испытаниях, когда кажется, что всё против тебя. Любовь порождаемая этим соединением волей, даст силы все это преодолеть, позволит не упереться взглядом в страдания, а увидеть, что за ними. А за ними — спасение и вечная жизнь. Любовь и спасение беспредельны, а страдание ограничивается и временем и пространством, поэтому любовь вытащит из любого страдания, даже из тлена смерти. Смысл христианской жизни в любви — единении с Творцом, которое мы учимся сохранять в наших каждодневных проблемах. Если мы видим только страдание и все — любви в нас пока мало. А значит надо просить о даре любви и веры, а не от избавления от страданий

  5. Ведь говорили же человек создан Богом для счастья!? А счастье может быть разным. Иисус из любви к нам был распят. Чего мне ждать для себя?

  6. Сразу подумала о притче о богаче и бедном Лазаре. Сам Иисус отвечает нам. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.» (Лк.16:19-31)

  7. Я думаю, что «тесные врата», это не только страдания, но и трудные жизненные ситуации, которые с Божией помощью мы преодолеваем. Это врата нашего спасения. Бога не обманешь и не разжалобишь воплем и слезами. » Отойдите от Меня все делатели неправды» — если Он от кого-то отрекся, то отрекся навсегда.
    «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон»… вот что самое страшное, а не наши страдания земные.

    «Входите тесными вратами,
    В дыре широких врат темно,
    За ними пропасть под ногами,
    И, если вам не все равно,

    Идите узкою тропою, —
    Больших дорог смертелен путь.
    Удобен, манит за собою,
    Но нету правды в нем ничуть.

    На том конце его — измена,
    Финал — могильная плита.
    Там ваша жизнь теряет цену.
    Ищите тесные врата!»

    Андрей Сотниченко

  8. Собственное страдание пьянит.
    Упившись этим вином,
    Я забрела в детское отделение
    Областной гематологической клиники.

    Чужое страдание отрезвляет.
    И отнимает речь.
    И я молюсь без слов.
    Потоки соленой воды.
    Разве они помогут?!

    Твое Страдание исцеляет.
    Раны Твои –
    Жемчуга оправдания моего.

    Перед Тобой,
    Распятым в этих детях
    Упадаю на колени.

    с. Наталья

  9. Неправильным будет мнение, что жизнь христианина должна состоять, по возможности, из одних страданий, и в ней не должно быть места удовольствию.
    Просто надо принимать страдания как должное, и благодарить Бога за них.
    Как было сказано в одном мультфильме -«Страданья ниспосланы нам для симренья; в страданьях черпаем своё вдохновенье».
    А удовольствие, всё зависит от чего человек получает удовольствие. Если от хорошего дела, то что в том плохого? Разве никто из вас не испытывал удовольствия от того, что мог кому-то помочь?
    Но в этой жизни всё, и страдания, и удовольствия временны. Мы же должны выбрать тот путь, который приведёт нас к вечному удовольствию, к удовольствию быть вечно с Богом.

    • Тесные врата — это врата Любви. Почему тесные? Потому что чуть пережал вправо или влево (в удовольствиях или страданиях) — и это уже не Любовь, это уже лбом о косяк. Почему этот путь часто сопряжен со страданиями в той или иной степени? Потому что часто лбом о косяк — близорукость подводит. Но счастья на этом пути всегда больше — счастья обретения Счастья. Просто у нас тема сегодня такая — не бояться страданий, если уж они накроют. ))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *