Ох, уж эти детки!

Ох, уж эти детки!


Ис Нав 24, 14-29
Пс 16
Мф 19, 13-15

Кто-то совершенно справедливо заметил, что Иисус учил взрослых, а детей – благословлял, в наше же время Церковь прикладывает старания для обучения религии детей, а для взрослых оставляет только благословления. Может быть поэтому знание истин веры у большинства взрослых остается на детском уровне, да и сама религия в сегодняшнем мире воспринимается многими, как сказка для детей?

Атеистическая пропаганда современного мира довольно часто представляет верующих как людей недалеких, необразованных, не способных мыслить, делать выводы, принимать обдуманные решения и т.п. Может в этом есть доля истины, которую мы не хотим признавать? Может быть верующие действительно стали «как дети» — глупые, наивные, легковерные? Это ли имел в виду Иисус, когда говорил «если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18,3)?

Что же такого есть в детях, из-за чего Иисус ставит их нам в пример? Конечно не наивность или легковерие. А может быть это любопытство?

Да, детям присуще любопытство, и, наверное, именно оно привело их к Иисусу – хоть мы и не способны еще понять учение, все равно нам интересно посмотреть на Учителя. Взрослым, конечно, тоже бывает интересно, но взрослые зачастую сдерживают свое любопытство (чтоб не повторить судьбу знаменитой Варвары), а дети – непосредственны и не стесняются совать нос туда, где есть что-то непонятное, необъяснимое, туда, где есть тайна, которую нужно раскрыть. Ведь любопытство — это стремление к познанию. Любопытство, как объясняет словарь – это интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности. А любознательность (любовь к знанию) приводит нас к настоящему знанию.

Именно любопытство – желание постичь необъяснимое, а не страх перед природными явлениями (как утверждают атеистические ученые), лежит в основе веры, которая также является познанием – познанием Непознаваемого.

Быть ребенком – значит не бояться совать нос в тайны Царства Небесного, и пусть никакой рационализм не возбраняет нам этого.

Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР

Ответов: 5 »

  1. Cлава Иисусу Христу! Мир и добро всем! Большое спасибо, отец Ириней, за Ваше замечательное размышление! Вы очень верно заметили тот факт, что Церковь больше внимания уделяет именно детям. Здесь нет ничего удивительного, это естественно, так и должно быть. А… вот «среднее приходское поколение» остаётся немного в стороне. Но вся проблема в том, что люди среднего возраста от 35-40 до 60 лет, которые приходят в Церковь , это очень часто люди, в семьях которых не сохранилась христианская преемственность поколений,и потомственная христианская культура. Это поколение которое появилось после невоцерковлённых предков, или даже после приверженцев атеизма. И нашему поколению очень непросто, прожив какую то часть жизни без Бога и без Церкви, искать пути к Нему. Нашему поколению, как и детям, помимо благословений, также требуется понимание и внимание Церкви ! Да,многие наши мамы, папы, бабушки и дедушки считали себя верующими (какой либо конфессии) даже были крещены. Но быть «крещённым верующим дэ-юрэ» и быть активным «воцерковлённым верующим дэ-факто», который думает, размышляет, ищет ответы на свои вопросы, это далеко не одно и тоже! Огромное спасибо блогу отца Марэка и всем, кто работает в нём, за то, что здесь поднимаются и обсуждаются вопросы, которые интересны и «среднеприходскому» поколению, ответы на которые заставляют нас думать и размышлять, которые не дают нам успокаиваться в поисках истины.
    «Быть ребенком – значит не бояться совать нос в тайны Царства Небесного, и пусть никакой рационализм не возбраняет нам этого.»- мне кажется, что на этом блоге собрались и продолжают собираться именно такие «дети», которые не бояться засовывать свои любопытные носы в тайны Царства Небесного, часто задавая вопросы и иногда даже споря с вами, авторами размышлений ))).Спасибо! С Богом!

  2. Спасибо, отец Ириней. Начиная от заголовка, и до самого конца размышления, читала его с улыбкой и соглашаясь со всем сказанным. Хочется добавить несколько слов в хвале любопытству. У детей любопытство «правильное» — чистое, наполненное поиском смысла, а не «клубнички», во что часто превращаем любопытство мы, взрослые. Именно такое, детское, любопытство наполняет жизнью нашу веру. Мы боимся даже его, привыкнув считать, что любопытство Евы привело нас к падению, забывая о том, что изгнаны мы были потом, когда отказались раскаяться в своем непослушании, в своей ошибке. Почему-то мне кажется, что Господь Бог легко бы исправил последствия любого нашего действительно детского любопытства, сознайся мы во всем, также по-детски мило и непосредственно. Именно утрата этой непосредственности, легкости, «детскости» общения с Богом, как мне кажется, а не пытливость, свойственная нашей природе, привела нас к падению.

  3. Слва Иисусу Христу!
    Для нас Этот урывок священник истолковывал в свете доверия Господу. Вот как двухлетний ребёнок не отделяет свою личность от маминой, беззаботно занимается своими детскими делами, доверяя маме свой завтрашний день, как нуждается в мамином утешении в момент грусти и боли — вот так и мы должны быть по отношению к Богу. Ведь он наш Отец, а мы Его дети. Он всё нужное дает нам, а обязаность ребёнка есть только слушаться родителей. Как в первом чтении Иисус Навин говорит о благодатях Господних Своему народу Господу, а мы должны ответить, как послушное дитя: » Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать».

    • Да, у детей многому можно научиться. Пока мы учим их выживать на земле, они показывают нам жизнь на небесах.

  4. Спасибо всем! Действительно, наше любопытство в познании Его совсем не детское! Я в этом познании всегда стараюсь быть скорее прилежной ученицей….
    Благодаря этому блогу я тоже стараюсь лучше познать себя.
    Еще раз спасибо всем!
    С молитвой.

Добавить комментарий для Хильдегарда (Самара) Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *