Стоящий под Крестом

Стоящий под Крестом
bukowinski-spowiedz-ks-mini

Анна Слота. Иллюстрация к книге «Апостол Казахстана и Свидетель Евангелия. Блаженный о. Владислав Буковинский»

Числ 21, 4b-9

Флп 2, 6-11

Пс 78

Ин 3, 13-17

«Стоящий под Крестом» — это одна из глав книги о. Александра Посацкого SJ «АПОСТОЛ КАЗАХСТАНА И СВИДЕТЕЛЬ ЕВАНГЕЛИЯ. БЛАЖЕННЫЙ О. ВЛАДИСЛАВ БУКОВИНСКИЙ», вышедшей в свет по случаю беатификации, состоявшейся в Караганде в минувшее воскресенье 11.09.2016 г.

Предлагаем эту главу как размышление в сегодняшний праздник Воздвижения Святого Креста.

«Мудрость Креста, Безумие Креста, Нелепость Креста, о которых писал св. Павел, вдохновляли нашего Блаженного: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор 1, 22-25).

Эти слова – ключ св. Павла – были не только вдохновением для мистического богословия Псевдо-Дионисия Ареопагита, но также для духовной традиции «безумцев Христа ради», так ценимой в Православии, на христианском Востоке (в Восточном христианстве). В католицизме же «мистика Креста» или «мудрость Креста» получила развитие, особенно благодаря Иоанну Креста и Эдите Штайн, а также и многим другим. Мистика Креста – это огромное богатство римско-католической духовной традиции, которым можно делиться с иными вероисповеданиями и религиями. Наш бл. о. Владислав по-настоящему являет это духовное богатство.

Буковинский понимал и любил Тайну Креста, и поэтому учил о Нем и в теории, и на практике. Крест и учение о Тайне Креста было для него первоосновой. В это учение он вкладывал всего себя целиком. Поэтому и на занятиях, и вообще каждый день имел при себе небольшой Крест. Исповедуя, он всегда сжимал его в руке.

Как утверждает на основании бесчисленных материалов о. Ян Новак: «Проповедь Слова о. Владислав начинал во Имя единственного Искупителя человека – Христа. Поэтому в центре его поучений был Крест. Этот знак Божьей любви он всегда носил при себе, несмотря на запреты со стороны властей. Проповедуя Любовь распятую, он сжимал в руке крест». В свете богословия Креста, которое всем своим существом провозглашал бл. Владислав, жизнь ссыльных переселенцев, которым он оказывал душепопечительство, приобретала смысл.

Катехизация о Кресте стала фундаментом его учения. О. Иосиф Верт, нынешний епископ в Новосибирске, красноречиво свидетельствовал об этом: Будучи спрошенным о. Владиславом во время исповеди о том, кто висит на кресте, Иосиф не дал точного ответа (сказал: Бог, Боженька). Тогда о. Владислав провел для Иосифа и других детей катехизацию о Кресте: «Полчаса он объяснял, кто распят на Кресте. Рассказал о жизни Господа Иисуса. В конце катехизации обратился ко мне с вопросом, который задавал во время исповеди. И я ответил: Иисус Христос».

Вышеописанная катехизация осталась в памяти епископа И. Верта как пример образцового урока о Христе. Образ бл. о. Владислава, катехизирующего с Крестом в руке, становится ключом к пониманию душпастырской миссии Церкви и провозглашения Слова Божьего в те трудные времена. Ношение креста было не только подтверждением мужества, но, прежде всего, указывало на сущность проповеди Евангелия. Свидетельство верности Кресту было весьма необходимо в атеистическом обществе, в котором шла ежедневная борьба с Богом.

О. Владислав в короткой, но содержательной катехизации о Кресте умел передать основы вероучения, а также помогал открыть, каким сокровищем является Распятый. Опыт лагерей в огромной мере помогал ему в понимании и провозглашении послания распятой Любви. Внешне может показаться, что оно содержит только истину о Боге и о Кресте Христа. Но так как Буковинский часто и вдохновенно рассказывал о духовности Пасхи, которую он понимал очень глубоко, то открывал наиважнейший ключ: Крест и Воскресение – то есть «новая жизнь» – сосуществуют одновременно. Оба эти опыта тесно связаны между собой. Нет Воскресения без Креста, и нет Креста без Воскресения.

Это открытие не было для Буковинского лишь теорией, это было духовным его просветлением. Ведь он был Свидетелем, который сам прошел крестный путь ссылки. Стараясь принимать и нести Крест, он пробуждал других к вере, так как знал ее суть и умел жить верой изо дня в день. Он сам пережил ссылку и знал среду ссыльных, был одним из них. И поэтому его слушали.

Таким образом, Буковинский не боялся темы Креста, не боялся даже какого-то усиления страданий (а сегодня так часто говорят, что хотят избежать Креста). И даже наоборот, много раз он поражал очевидцев тем, что сам словно выходил навстречу Кресту. Знал, что Крест защитит себя сам, и его тоже защитит. Ибо Крест как бы своей собственной силой ведет к Воскресению, то есть к новой духовной жизни, несмотря на грех и смерть, посеянные эпохой, в которой жил наш Блаженный. Ведь он жил духовностью Пасхи, в которой страдание и радость неотделимы друг от друга.»

Один отввет »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *