Спящие боги и молчание Бога

Спящие боги и молчание Бога

deuscaritasest3 Цар (1 Reg) 18, 20-39

Пс 16

Мф 5, 17-19

Предлагаю посмотреть на первое чтение. Это очень яркая история. Сначала исступлённые и тщетные пляски 450-ти пророков Ваала и грубая насмешка Илии: «кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснётся». А потом зрелищное чудо всесожжения тельца по молитве Илии к истинному Богу.

Что такого было в молитве Илии, что она «сработала»? Чего часто не хватает нам? Ведь мы тоже иногда похожи на пророков Ваала – уставшие, залитые потом и кровью, исступлённо мечущиеся в попытках докричаться до Бога… но посрамлённые.

Как же нужно молиться?

Недавно я вспомнила фразу, кажется, Мартина Лютера: «Молись как будто всё зависит от Бога и действуй как будто всё зависит от тебя».

Но я помню, что однажды слышала её по-другому. И вот это другое «прочтение» словно преодолевает мою человеческую и фарисейскую ограниченность:

«Молись как будто всё зависит от тебя и действуй как будто всё зависит от Бога».

Чувствуете? Этот вариант помогает молиться в смирении и сыновнем доверии, а действуя, не впадать в возбуждение.

Я перечитала молитву Илии: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их».

Действия Илии – нелогичные, с человеческой точки зрения, — предоставляют простор действию Бога.

Сила молитвы Илии – в осознании того, кем является Бог, и кем является сам Илия. И дело не в том, что Бог Всемогущ, а Илия ничтожен. А в том, что Бог Милосерден, а Илия смиренен.

Господи! Помоги мне познать сегодня, что Ты один Бог, и что я раб Твой… Услышь меня, Господи, и обрати сердце моё!

с. Наталья Ивашковская SJE, Караганда

P. S. Добавлю ещё несколько слов из энциклики «Deus caritas est»:

«Опыт безмерности нужды может, с одной стороны, подтолкнуть к идеологии, претендующей сделать немедленно то, чего, как нам кажется, не добивается Бог в своем правлении миром: универсального решения всех проблем. (…) Молитва, как источник, из которого мы вновь и вновь черпаем силу Христа, является здесь абсолютно конкретной насущной потребностью. Кто молится, тот не тратит напрасно своего времени, даже если кажется, что положение – критическое, и требует исключительно действий. (…)

Зачастую нам не дано понять причину, по которой Бог сдерживает Свою руку, вместо того, чтобы вмешаться. Впрочем, Он и не препятствует нам кричать, как Иисус на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (…) Св. Августин дает нам ответ веры на наши страдания: «Если ты понимаешь Его, то это не Бог».

Наш протест вызван не тем, что мы желаем бросить Богу вызов, или предположить, что в Нем можно усмотреть ошибку, слабость, равнодушие. Для верующего невозможно представить, что Бог бессилен, а «может быть, и спит» (ср. 3 Цар 18, 27). Скорее, правдой является то, что даже наш крик – как на устах распятого Иисуса – является окончательным и самым глубоким способом подтвердить нашу веру в Его всемогущество. (…) В то, что Бог есть Отец, и Он любит нас, даже если Его молчание остается непостижимым для нас».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *