Непорочная

Непорочная

neporochnayaБыт 3, 9-15
Пс 98
Еф 1, 3-6. 11-12
Лк 1, 26-38

Упоминания о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы мы не найдем в Евангелии. Это учение – довольно позднее. В средневековье на эту тему велись ожесточенные споры, а догмат был оглашен только в 1854 году. Конечно, Церковь всегда именовала Марию Непорочной, но с догматическим определением того, «что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха» (из буллы Ineffabilis Deus) пришлось повременить.

И именно к истории о первородном грехе относит нас сегодняшнее первое чтение. Заметим, что Ева также была непорочной, от сотворения. Но первозданная чистота не помешала ей сделать неправильный выбор и впасть в искушение. Подобным образом, перед выбором становится и Мария. Конечно, к Ней приходит не змей-искуситель, а Божий Ангел, однако и его слова становятся для Нее испытанием. Испытанием веры и доверия Богу. Могла ли она сказать «нет»? Сохранение от первородного греха не убивает свободную волю и не отнимает право выбора, данное нам Богом. Мария сказала «да будет мне по слову твоему», и это был Ее свободный выбор, сделавший Ее Матерью Спасителя. О чем Она думала в тот момент? Наверное, не о том, что Ее провозгласят Царицей Небесной, и ангелы будут водить вокруг Нее хороводы. Может быть, перед Ее глазами проносились другие, более реалистические образы: что близкие от Нее отвернутся, что Иосиф Ее оставит, что люди будут показывать на Нее пальцами и Ее ждет скорбная судьба матери-одиночки. Сделать правильный выбор в таких условиях – это уже героизм. Но Бог не оставляет без помощи тех, кого Он избрал, кого от самого зачатия приготовил к исполнению Его воли.

То, как сочетаются Божье предопределение и наш свободный выбор – всегда останется для нас загадкой. Свободный выбор сделал Марию Матерью Спасителя, будущими заслугами Которого Она была сохранена от первородного греха.

Обратим еще внимание и на сегодняшнее второе чтение. Павел пишет: «В Нем мы сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…». Он говорит эти слова не о Марии, а обо всех нас. Нас Всевышний также «предназначил» сделать наследниками Его Царства. Благодать святого Крещения омыла нас от скверны первородного греха и сделала соучастниками спасительных Страстей Христа. Почему же мы не ценим этот дар непорочности и так легко делаем неправильные выборы в нашей жизни?

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *