«Если зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода»

«Если зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода»

Hill of the Crosses.Екк (Qoh) 3, 1-11
Пс 144
Лк 9, 18-22

В одно время, когда Иисус молился в уединённом месте, ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Пётр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сын Человеческий должен много пострадать, и быть отвержен старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. (Лк 9, 18-22)

Постарайся представить, какое выражение лица у Иисуса, когда Он задает ученикам вопрос, а затем в первый раз предсказывает свои страдания… Закрой глаза, остановись на этом образе несколько мгновений.

Мне Он представляется задумчиво смотрящим на пламя вечернего костра в окружении учеников… Что творилось в сердце Иисуса, когда Он думал о своей смерти? Как Он воспринимал предстоящие страдания? Как волю Отца? Как единственно возможный путь? «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин 12,24)…

Почему спасение должно было прийти через крест? В параллельном месте Евангелия от Матфея Пётр активно сопротивляется этой перспективе. И он прав: в идеальном мире Мессия не должен страдать. Как не должен страдать никто.

Но Иисус пришёл не в идеальный мир. Он пришёл разделить наше человеческое существование до конца во всех его измерениях, в том числе самых тёмных. Бог не пожелал спасти человечество декретом извне. Наш Бог знает на опыте Сына, что такое страдание, несправедливое обвинение, полное злобы насилие и позорная смерть. И поэтому Он там, где подобное происходит вновь и вновь.

Но смерть не могла удержать Христа, как проповедует тот же Пётр после Пятидесятницы. И Его воскресенье дало смысл и надежду там, где иначе человеческое существование было бы бессмысленной трагедией.

Иисус не хочет, чтобы ученики говорили толпам, что Он – Христос: у людей были совсем другие ожидания к Мессии. А чего я ожидаю от Мессии? Чтобы он триумфально прошелся по моему миру, обеспечив мне безопасное существование, и рай в придачу? Или же чтобы ввёл меня в Пасхальную тайну, научив умирать для себя и отдавать жизнь другим?

Автор: о. Виктор Жук ОИ, Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *