Там, где рождается молитва

Там, где рождается молитва

Ис 55, 10-11
Пс 34
Мф 6, 7-15


Молясь, не говорите лишнего

«Люди редко говорят то, что хотят сказать на самом деле», — говорит Царица Оруаль, главная героиня романа Клайва Стейлза Льюиса «Пока мы лиц не обрели».
Размышляя над словами Христа о многословии, я переношу это в духовную плоскость, добавив в начале фразы «На молитве…». На молитве люди редко говорят то, что хотят сказать на самом деле. 
Мы редко без обиняков говорим с Богом о том, что трудное (разве настоящий христианин может говорить о том, что ему трудно? – ведь это же ропот и непринятие Божьей воли!), о том, что радостное (ведь нельзя быть так восхищённым земным, когда наше жительство на небесах!). Мы редко искренне просим за других людей (может быть, мы боимся, что Господь увидит в столь горячей просьбе нашу привязанность к человеку, в то время как всем сердцем нужно любить лишь Бога?). О себе же, по настоящему и искренне, и вовсе не просим, чтобы не быть уличёнными собственной совестью в эгоизме (как можно просить о себе, когда вокруг столько нуждающихся?). 
Если же на молитве мы редко говорим то, что на самом деле хотим сказать, то тогда что же мы говорим?
Говорим красивые фразы из чужих молитв (восхищающих нас, но не отражающих ни наших истинных нужд, ни наших истинных стремлений), произносим слова, которых будто бы ждёт от нас Господь (вроде «Се, раба Господня» — так красиво и по христиански звучит, настоящая молитва!), убеждаем Бога (или себя?), что не испытываем чувства гнева и обиды (ведь Христос говорил прощать).
Вообще, много чего говорим, что является не нашим, не настоящим, не нужным, лишним… 
Иногда мы говорим даже не с Богом, а с собой. Кто из нас вдруг не осознавал, что на молитве перед Святыми Дарами уже в четвёртый раз перекручивает в голове неприятный разговор с коллегой, придумывая лучшие ответы или пытаясь мысленно «поставить» обидчика на место? С печалью констатируем: «Я была так рассеяна на молитве!» Молитве
Молитва начинается там, где я начинаю говорить с Богом, который знает все мои нужды и прошения до того, как я произнесу хоть слово (помните 139 псалом – «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно»?). Молитва начинается там, где вначале я обращаюсь к Богу «Отче…» Молитва начинается там, где вместо пустых и красивых фраз я рассказываю Богу то, что думаю, то, что чувствую, то, что хочу на самом деле
P.S. Уже набрав все 357 слов моего размышления, я услышала более лаконичное (всего 83 слова!) стихотворение с. Натальи Ивашковской SJE:

«Мы слишком много говорим о Боге
И слишком часто заняты собой,
Мы ходим в храмы или синагоги,
Несем туда свои печаль и боль.

Мы произносим пламенные речи,
А сердце покрывает корка льда,
Ты Свои руки нам стремишь навстречу,
А получаешь со спины удар…

Мы принимаем набожные позы,
Склоняясь перед золотым тельцом, —
Как часто эти идолы похожи на нас самих,
У нас одно лицо!

Мы надеваем шелковые тоги,
А Ты, распятый на кресте, нагой.
Мы судим снисходительно о Боге
И жадно упиваемся собой».

Многословие рождается там, где я упиваюсь собой. Молитва рождается там, где я начинаю говорить с Богом.

Автор: с. Ирина Огий SJE, Караганда

Ответов: 13 »

  1. Слава Иисусу Христу!
    Мир и добро всем!
    «Люди редко говорят то, что хотят сказать на самом деле», на молитве…
    Ну почему же так категорично, сестра Ирина? Говорим (то есть говорю:-))) мы на молитве с Богом о многом, говорим о том, что хотим. Правда, это часто молитва не «по правилам», а что то больше похожее на разговор, или диалог.И о близких и духовно родных людях просим- разве любовь и привязанность к ним может вызвать ревность Господа? И на трудности жалуемся и даже обижаемся на Господа, что Он нам их посылает- и ещё как обижаемся :-). После, даже стыдно становится -и как это я посмела так обнаглеть?
    И о себе не забываем, разве наше часто повторяющееся «за что?» это не есть напоминание о себе? И во время молитвы, бывает, что мысли посторонние отгоняем- да, есть такой грех, что уж скрывать.
    Не так давно, в период острого обострения своих очередных «за что и почему?» я получила очень хороший совет от нашего отца-настоятеля. Он посоветовал мне быть смелой и не бояться спрашивать у Бога, не бояться задавать Ему вопросы и даже не бояться ожидать от Него ответа. Спрашивать просто и без многословия и ожидать так же просто, как ждут обычные люди.
    Возможно, для кого то важны красивые фразы из чужих молитв- и они искренне и со всею душою молятся этими красивыми фразами, и тоже ведут свой диалог с Богом, возможно, кому то( как мне) важен простой «не по правилам» диалог с Господом.
    Люди разные и у всех свой, разный путь.
    Я абсолютно согласна с Вами в том, чтобы мы не теряли главное -живой, честный и искренний диалог, чтобы не упивались словами только ради слов и самих себя. Бог услышит и простые слова и красивые фразы, главное чтобы они были искренними.
    Спасибо, сестра Ирина, за замечательное размышление.
    С Богом!

    • Во веки веков, Татьяна! 🙂

      Когда я говорю о том, что мы редко говорим на молитве то, что думаем, я имею в ввиду, что часто мы имеем представление о том, какой молитва «должна» быть. Поэтому часто (но не всегда) мы не говорим Богу своих настоящих мыслей.

      Если взять Ваш пример с вопросом Богу «за что?», то на своём опыте я знаю, что спрашивая так Господа, я говорю не совсем то, что думаю и чувствую. Более правдиво было бы озвучить свои претензии Ему. Сказать прямо: «Забери от меня это, потому что я больше не могу! Неужели Тебе нет дела, что я так мучаюсь?!» — вот, что я чувствую и думаю в момент трудностей.

      Одна сестра из моей общины любит повторять: «Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено». Это слово из Священного Писания, значит — правдиво и истинно. А потому я думаю, что можно было бы спросить себя (особенно в это время Поста) — насколько я правдива с Богом? Озвучиваю ли я Ему свои настоящие, глубокие желания, мысли, чувства? Нам часто мешает в этом ложный образ Бога, воспитание, стыд.

      Я знаю одно, вся моя рассеянность, игры разума и прочее превращается в молитву, когда в начале я говорю: «Господи, давай я расскажу Тебе, какой ужасный/прекрасный/трудный/бесконечный/самый лучший был у меня день»

      Но Вы абсолютно правы, что у каждого свой путь и своя дорога.

      С Богом! 🙂

    • Мир и добро сестра Ирина!
      Моё «за что?» как раз и подразумевает дальнейшее «не могу больше, забери от меня это , неужели тебе меня не жалко?» Если мы набираемся смелости и прямо спрашиваем у Господа «за что?» то мы дальше, как правило не останавливаемся и продолжаем спрашивать «За что Ты меня так? …за что Ты со мною так?» И мы спрашиваем напрямую у Бога, а не у каких то «посредников»

      Наш отец Джон,иногда, когда диалог с кем либо из прихожан затягивается и уходит далеко от основной темы 🙂 говорит прямым текстом:»Что ты хочешь? Скажи прямо!» Было время, когда такой вопрос мне казался слегка невежливым и даже слегка обижал.:-) Сейчас, я понимаю, что такой, конкретный, вопрос «в лоб» очень помогает быть честным, и не бояться говорить о том, о настоящем и истинном, о чём очень хочешь сказать, но почему то не решаешься. И это «что ты хочешь?» обращённое к самой себе часто помогает мне, обращаясь к Богу, называть всё своими именами.
      Да, конечно, сердце человеческое лукаво и крайне испорчено, что же делать? С этим нужно смириться и как то жить.:-)))) Так что будем жить с тем, что есть 🙂
      Но если мы лжём Богу, то мы Ему лжём с полным осознанием этого. Мы не можем лгать и быть убеждёнными, что говорим правду. Самого себя обмануть невозможно.
      А лжём часто из-за страха, что Он не простит, что Он накажет…словно бы так и не можем поверить в Божие милосердие и всепрощение.
      У каждого свой путь и своя дорога… но разве это не замечательно?
      Было время, когда молитва многословная и красивая вызывала во мне иронию и даже какое то недоверие. Но сейчас я понимаю, что мною тогда двигала гордыня и осознание своей, единственно возможной, правоты и правильности. Я, ни много, ни мало, считала в этой своей гордыне, что такая красивая молитва всегда неестественна и неискрененна…
      Но, представляете, каким бы был серым и скучным мир, если бы все в нём думали одинаково, молились одинаково, и одинаково топали маршем по одной- единственной дороге ?:-)))
      С Богом!

  2. Слава Иисусу Христу!

    с.Ира, большое спасибо за Ваше размышление. Читая его, и размышляя о нем вижу в нем полностью себя. Для меня так часто стыдно и не удобно просить у Бога за себя, кажется, что есть столько людей, даже и мои родные и близкие, которые нуждаются в моей молитве о них, в прошении у Бога за их судьбы, а я как эгоистка думаю только о себе и тогда я говорю, что Бог и сам все знает и видит, что мне нужно и в чем я нуждаюсь, но это не так…Бог хочет прежде всего, чтобы я с ним говорила и это я поняла благодаря вашему размышлению. И как часто я сталкиваюсь с ситуацией, которую Вы описываете про молитву в
    храме, кажется, что ты пришел в храм, на разговор с Иисусом, готовый открыть все свое сердце перед ним…и в итоге тебя хватает на каких-то пару минут, а затем все твои мысли улетают далеко от Бога…в свои проблемы, в свои планы и заботы. А потом удивляемся, почему молитва не приносит плоды, почему Бог не слышит меня???…
    Большое спасибо с. Ирина, за столь полезное размышление, особенно в это время поста..когда наша молитва должна быть еще сильнее, чтобы в это время говорили не уста, а сердце. Ваше размышление, напомнило мне настоящий смысл молитвы!

    Огромное Спасибо! Хорошего Вам дня!

    С Богом!

    Оксана. (Караганда)

  3. Слава Иисусу Христу!
    Спасибо за размышления, сестра.
    У меня такой вопрос. Вот столько говорят про диалог с Богом, молитва — это диалог, адорация — диалог… Но я так вижу по своей молитве, что это не диалог, а монолог получается. Конечно же мне сейчас ответят, что я просто не хочу слышать голос Господа, слишком шумно в голове, в сердце, и оно не открыто на голос Господа… Это я в курсе. Мне интересно, как другие в молитве слышат Бога? Может что-то нужно сделать для этого? И как определить, что это отвечает Бог, а не я сама эти мысли выдумала?

    • Может быть Вам, Людмилка, покажется странным, но я думаю, что молитва (имею в ввиду конкретное времяпровождение в храме, дома у иконы, розарий, Адорацию) и есть монолог. Потому что в это время говорю я. Это я пришла к Богу, чтобы рассказать, попросить, поблагодарить. Монолог не значит плохо. Я думаю, что когда в начале молитвы мы произносим конкретное обращение к Богу, тогда не важно, что говорю только я и как долго я говорю. Лишь бы я говорила искренне. Господь, Он долготерпеливый 🙂 Всё выслушает.

      Что касается «слышать Бога» — у меня это редко бывает на молитве. Увы, потому что хотелось бы 🙂 Я разрешаю Богу быть свободным в Его ответах. Он — живой, а значит может отвечать когда и как хочет. Иногда ответ придёт через другого человека, через ситуацию, через Божье слово.

      Как узнать, что это Бог? Наш Бог — это Бог мира и радости. По этому глубинному чувству в душе можно понять, что Он говорил с тобой. Даже когда ответ бывает трудным, всё равно внутри есть мир. Даже когда слово Божье обличает — есть надежда и радость. Наверное так радовалась грешница, услышавшая «иди и больше не греши». Христос сказал ей о грехах, но Его мир и прощение наверняка принесли в душу женщины радость прощения, а не угрызения совести.

      Ваши вопросы точные и трудные. Поэтому было бы нечестно отделаться общими ответами и фразами. Могу лишь поделиться собственным опытом, чем, собственно, и является и размышление и этот ответ 🙂

    • Мир и добро Вам, Людмилка!
      Очень захотелось поделиться мыслями по этому вопросу. Я вовсе не уверенна в том, что права, это только личные наблюдения…
      Что нужно делать, чтобы услышать Его голос? Но если Вы пытаетесь с Ним говорить, значит, Вы уже хотите услышать Его голос и Ваше сердце уже открыто. И даже если у Вас получается монолог, то Господь в любом случае Вас слышит.
      Вероятно, только единицы могут сказать с полной и абсолютной уверенностью и определённостью, что слышат тут же на месте молитвы, голос Божий.

      Слышу ли я голос Божий во время молитвы? Нет, не слышу, так как люди обычно слышат человеческий голос.
      Но как то так всегда получается, что я рано, или поздно, но всегда каким то образом получаю ответ, решение, какое то подтверждение, или, наоборот, опровержение, своих мыслей, вопросов и выводов. И это всегда происходит по-разному: или в каких то событиях, или в словах, сказанных кем то…очень часто, такие ответы я получаю во время проповедей, часто такие ответы я получаю в этом блоге, даже когда с кем то спорю:-).
      Слышать голос Божий- вероятно, это же вовсе не значит, что мы должны и обязаны непременно слышать этот голос «наяву» говорящий что нам делать громогласным прямым текстом. Слышать его так, как слышали пророки и святые…
      Вероятно, надо просто набраться терпения и рано, или поздно всегда придёт такой момент когда в ком то, или в чём то обязательно ощутишь, услышишь , или почувствуешь этот голос Божий.
      С Богом!

    • Ого! Спасибо вам, дорогие сестра Ирина и Татьяна, что откликнулись и с терпением и пониманием отнеслись к моим вопросам, возможно, не совсем удобным. Благодарю за откровенность и особенно за конкретные ответы. Поскольку. как мне кажется, говоря о Боге, люди в основном употребляют общие, размытые фразы с использованием метафоры. Возможно, это потому, что наш Учитель часто говорит притчами? 🙂 А мне нехватает таких вот конкретных ответов, опыта людей, которые, возможно, уже искали ответы на эти вопросы.

  4. Вы знаете, мне, как и части комментаторов, тоже кажется, что на молитве большинство из нас говорит то, что хочет. Ну, по себе ориентируюсь… Другое дело, что есть какие-то моменты, о которых я не хочу — сейчас — говорить. Но если молитва — это разговор, а неявка с повинной, то такую «вольность» себе, наверное, можно позволить. И вообще позволить себе молиться так, как это получается. У спонтанной молитвы, наверное, есть свои плюсы, но есть и явные минусы — она приходит, когда хочет. А псалом можно читать не только когда «хочется», но и тогда, когда надо из соображений дисциплины.Так что, получается, оптимальный вариант — уметь совмещать.
    Ещё в защиту молитвы «чужими словами». Частенько свои собственные мысли, если пытаешься их выражать словами, оказываются очень куцыми. И даже есть ощущение, будто «это вообще не о том». А некоторые (или многие) известные молитвы, псалмы описывают переживаемое мною не просто красивее, а — что важнее — гораздо точнее. Конечно, стремиться «молиться красиво» — глупо и смешно, но это из области ролевых игр, а «ролевики» в церкви не задерживаются или, задержавшись, взрослеют и перестают играть.

  5. Я думаю, что речь шла не о спонтанной молитве, только о честной.
    И ещё, молитва «чужая» не тогда, когда она взята у другого человека (Иисус тоже учил учеников Своей молитве). Молитва «чужая», когда не от сердца.

    Сегодня, читая размышление, я словно заглянул в зеркало. Глупо отрицать, что часто мы хотим быть красивыми перед Богом. С правильными мыслями и чувствами. Покажите мне человека, который всегда молиться честно и без рассеянности — и я преклоню перед ним колени.

    Ученики просили научить их молиться. А нам видимо и ни к чему, мы уже умеем…

    с уважением, Аркадий

    • … » я словно заглянул в зеркало».. что в этом отражении?.. смотрим прямо — в глаза ли себе ? в сердце? — умеем ли смотреть? что скажем..?
      отражение или истинное лицо?
      … словно у древа познания истины…

    • Слава Иисусу Христу!
      Вырастит ли ребенок без присутствия матери, без разговоров с ней, без ее ласки, тепла и заботы??? Человек для Бога, словно младенец без матери.
      Всем нам нужно постоянное присутствие Бога и Его любовь.
      Любовь проходит, если она не подкрепляется общением и диалогом. В молитве мы выражаем своими словами нашу любовь к Богу, верность Ему, отвечаем Ему «ДА» и просим, и благодарим Его.. Молитва — это большой труд и усилие.Поэтому , чтобы это приносило плоды надо учиться.
      И результатом этой постоянной учебы будет наша верность и любовь к Богу, а значит и ко всем тем, кто нас окружает…
      В молитве, абсолютно честно, не не всегда сосредоточенно, прошу: Господи, держи меня крепко за руки , не отпускай меня и поддержи меня в молитве. Когда-то наш настоятель о.Георгий учил:
      «Всегда молитесь, чтобы Бог знал в чем вы нуждаетесь и помог вам. И не забывайте благодарить за все: что удалось и что не удалось…
      Господи, помоги всем ребятам, которые учатся в семинарии

  6. Мир всем!
    Я думаю, что искренней молитва может быть только, если в сердце нет обиды, зависти, осуждения… Если мы умеем прощать, то тогда и молитва наша будет честной. Но ведь бывает, что в сердце еще теплится обида на человека, но ты молишься за него. Если эта молитва искренняя, от всего сердца, то обида со временем уходит, на смену приходит благодарность за причиненные страдания.
    «Бог не желает спасать нас без нашего согласия и содействия», — говорит Папа Франциск. Ну, с нами все понятно, но, если мы молимся за другого, за его спасение, не вмешиваемся ли мы в замысел Божий? Вот такая мысль меня сейчас посетила…
    С Богом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *