Марфа, Марфа

Марфа, Марфа

Ион 3, 1-10
Пс 130
Лк 10, 38-42

Может мне так только кажется, но как будто я уже писала размышление по поводу этого отрывка в этом блоге. Нет времени проверить. Но как говориться – повторение мать учения.

Хочу (может снова) поделиться некоторыми мыслями из книги иезуита Вилли Ламберта «Бог обнимает нас через действительность». Он писал ее на немецком языке, поэтому это будет пересказ того, что я поняла и запомнила и что связанно именно с сегодняшним Евангелием.

Автор сначала говорит о молитве, которую мы слышим во время Св. Мессы в день Св. Марфы:

Всемогущий, вечный Боже, Твой Сын соблаговолил гостить в доме святой Марфы. † Молим Тебя, дай нам по её ходатайству с верою служить Христу в наших братьях * и быть принятыми Тобою в доме небесном…

О чем думал составитель этой молитвы? Он придерживался древней традиции. Еще Св. Августин пишет: «Обе женщины подруги Иисуса, обе полны любви, обе Его ученицы… В Марфе образ настоящей (земной) жизни, в Марии образ будущей (небесной)».

Но можно долго спорить и рассуждать по поводу того, что Марфа образ деятельного служения, а Мария созерцательной жизни.

Автор же желает поделиться своим открытием и может таким образом дать новое понимание Благой вести, которую Иисус желает открыть через этот эпизод.

Нам дается приглашение посмотреть в какой момент реагирует Иисус и на что?

Иисус не реагирует в начале. Он мог бы позвать Марфу, пригласить так же как Мария посидеть рядом и послушать. Или Он мог бы прямо спросить ее об ужине, о чем она так суетится, и таким образом сказать, что важнее.

Можно долго так сочинять и думать, но из Писания Иисус реагирует тогда, когда Марфа полностью «выходит из себя».

Марфа как видим потеряла терпение. Она могла бы тихо сказать Марии, чтобы та помогла. Или уже после того как гости уйдут высказаться. Или….

Но было то, что читаем – ситуация сверх неудобная, компрометирующая.

В доме важный, уважаемый и любимый гость. Люди его с большим внимаем слушают. И тут вдруг входит Марфа с претензиями к Иисусу: « Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне».

Ясно слышно двойной упрек – во первых не прямо сестре по поводу ее поведения. И напрямую в лицо Иисуса – Тебе что дела нет, что я одна для Тебя и всех тут бегаю…

Для еще более яркой картины представьте себе визит Папы Иоанна Павла II (ныне блаженного) в семинарию. И вот после официальных встреч торжественный ужин. Папа за столом с преподавателями и некоторыми семинаристами. Другие же семинаристы обслуживают всех присутствующих. И тут вдруг один бы из обслуживающих семинаристов сказал: «Святой Отец! Вам что вообще нет дела до того, что я тут бегаю от стола к столу, пока мои собратья сидят и общаются с Вами и потом будут писать длинные письма домой о том как беседовали с Вами? Не видите как я вспотел, скажите им чтобы помогли мне».

И вот именно в такой момент Иисус реагирует.

Он говорит тогда, когда ясно как день, что Марфа вся разорвана. Она уже не может контролировать себя. Она хотела бы слушать и одновременно готовить. Быть в гостиной и на кухне у кастрюль. Но это невозможно одновременно.

Именно на этот разрыв реагирует Иисус, в Его словах можно услышать:

Марта, будь решительной; живи из полного выбора; будь на кухне или рядом со Мной; будь готова принять на себя отречение, которое требует твое решение, что ты делаешь делай полностью; будь целой! Только одно нужно.

Мария избрала благое, потому что она действительно избрала. Она была в том, что избрала.

Делай, что делаешь. Живи во внутреннем единстве.

Если молишься, то молись. Если встречаешься с кем-то, то пусть это будет встреча. Если думаешь надо учить, то учи…

Что пользы в слушание Марии, если бы это было бегство от работы? И наоборот, что пользы от гостеприимства и заботы Марфы, если в результате она агрессивна и разорвана?

“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” Мф 6, 33

с. Полина Зоммер SJE , Караганда

Ответов: 4 »

  1. Cлава Иисусу Христу! Мир и добро всем!
    Спасибо, сестра Полина за то, что помогли мне открыть новые черты в этой истории.
    «Если молишься, то молись. Если встречаешься с кем-то, то пусть это будет встреча. Если думаешь надо учить, то учи…
    Что пользы в слушание Марии, если бы это было бегство от работы? И наоборот, что пользы от гостеприимства и заботы Марфы, если в результате она агрессивна и разорвана?» — да всему своё время и место. Поймёшь важность и значимость молитвы, поймёшь и важность и значимость обычной «земной» работы. А работа и гостеприимство, или даже молитва только для того, чтобы заметили и оценили…приходилось такое встречать, наверное, это то, что называется «суетой» Спасибо за замечательное размышление. с Богом!

  2. Спасибо, сестра Полина, мне тоже было очень интересно.
    Но всё-таки… Интересно, что это — две женщины, и при том сестры. А что если это две половинки моей души? Женщина так устроена: она может делать несколько дел сразу. Я не могу отдаться целиком резанью капусты. И полы я буду мыть не вся целиком. Зачем?! Какая-то часть меня от этой работы будет освобождена. И если она не сможет усесться у Его ног, она будет хотя бы бормотать молитву, мурлыкать псалом или вспоминать последнюю встречу )). Я не могу отдать все свои ресурсы одной рутинной работе, это нецелесообразно. Кроме того, каким образом Христос будет центром моей жизни, если я вся буду в капусте?! Нет, какая-то, причем лучшая, часть меня должна всегда оставаться с Ним. Просто наличие во мне Марфы не должно ни смущать, ни раздражать меня, эти две половинки во мне должны жить мирно и дружно, не угнетать друг друга, а помогать расти.

    Целостность, она какая-то другая. Это не погруженность с головой без остатка в свой долг (труда или молитвы). Может, это скорее согласие во мне этих двух составляющих? «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 14-15).

    • Дорогая Хильдегарда!
      Я сегодня, размышляя над этим отрывком (еще не просвященная мыслями с. Полины 🙂 ), смотрела на общежитие в своем сердце. Там не только Марфа и Мария. Там как минимум четыре женских персонажа, да еще и мужские. Пришлось призвать на помощь Иисуса, чтобы Он как-нибудь навел порядок в этой компании.Я попыталась вмешаться в Его работу, но Он предложил мне делать свои обычные дела.
      Меня очень тронула мысль о разорванности, раздирании. Вы правы, когда я режу капусту, я могу петь псалом, а в мыслях бродить еще где-то, да еще и чувствовать себя очень-очень плохо. Но когда я на молитве, стою на коленях и произношу вслух псалом, а в уме режу капусту и вовлекаю туда еще кого-то — и осознаю это раздирание — вот тогда мне по-настоящему плохо.И есть мечта о целостности, о которой пишет Полина. Вот в Марии эта целостность есть.
      А я так люблю Марфу!
      с. Наташа
      P.S. Спасибо, Сестра Полина, за это размышление. Почему-то, Ты всегда ассоциировалась у меня со святой Марфой. Так что сегодня молюсь о Тебе особенно.

    • Я не спорю! Я просто пытаюсь дополнить своим вИдением.
      «когда я режу капусту, я могу … да еще и чувствовать себя очень-очень плохо» — Ваша Марфа завидует Вашей Марии в этот момент. Пусть режет капусту для Иисуса, а не таращится на сестер.
      «когда я на молитве, стою на коленях и произношу вслух псалом, а в уме режу капусту» — Ваша Марфа победила и выгнала сестру на кухню.
      Вашей Марфе нужно осознать, что она любима, успокоиться и занять своё место. Кухня — это то, чего не избежать, если Ваша Марфа полюбит свою часть обязанностей, она даст Марии молиться непрерывно и не будет устраивать истерик. Вы не любите свою Марфу, отсюда проблемы, а зря. Это именно она выбежала к Иисусу, когда умер ее брат. Это ИМХО — не диагноз, не совет, не критика, не, не, не…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *