Горе вам, фарисеи

Горе вам, фарисеи

1 Фес 2, 9-13
Пс 139
Мф 23, 27-32

Евангелгие, которое сегодня литургия дает нам как духовную пищу, начинается с тяжелых слов: «Горе вам». Кажется, что Иисус в тот день был очень серьезным и даже злился на людей, которые Его окружали, а именно на фарисеев и книжников.

Кем были эти люди? Книжники – (евр. »соферим», греч. γραμματεΐς – писцы) – учителя Закона. Они переписывали книги Священного Писания, толковали Закон, хранили в памяти предания. Во времена Иисуса большинство из них были привязаны к одним преданиям, не понимали духа закона, и поэтому толковали его неверно и поверхностно.

Фарисеи принадлежали к религиозно-политической группе, которая особенную важность придавала совершенному выполнению закона. В глазах простых верующих эта группа была очень почитаема, и принадлежать к ней считалось большой честью.

Стремлением и целью каждого верующего было познавать Закон Божий, понимать и выполнять его. А вот эти люди являлись специалистами по данному вопросу, и простые верующие ожидали от них помощи, чтобы понять и выполнять Слово Божие.

Но однажды Иисус перед своими слушателями опроверг репутацию этих двух групп людей, так что по сегодняшний день слова «фарисеи и книжники» означают двуличность и лицемерие.

Возникает вопрос, почему же Иисус сравнил их с такими неприятными вещами, как могила, мертвые кости, гниль, ложь, беззаконие… Вот, что об этом сказал св. Иероним: «Иисус обличает фарисеев и законников, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение». Их проблема заключалась в том, что они одно говорили, а жили совсем по-другому. Во имя Бога делали всякие незначительные вещи, а то, что для Бога самое главное, Его заповеди, отвергали.

Это также проблема сегодняшних людей и нас, сегодняшних верующих. Мы часто слышим, что люди кого-то называют фарисеем. Не дай Бог, чтобы мы это услышали на счет себя – это бы преисполнило нас огорчением, и мы догло бы злились на того, кто нам это сказал. Но все-таки, если мы искренне заглянем в свое сердце, то можем увидеть, что это имя много раз верно бы описало состояние нашей жизни.

Сегодня память святого, который глубоко в себе пережил это болененное состояние двуличности и фарисейства, — св. Августина. Он был высокообразованный человек своего времени, знаменитый ритор, знаток искусства и отличный юрист. Но он также был и страстный искатель истины. В поиске и жажде истины он понял всю обманчивость и двуличность художественных произведений Софокла. Он понял, сколь большой вред человеку от театра, спорта и амфитеатра, что все это – ложь и обман. В это время он был учителем риторики. В один момент он осознал себя, как фарисея, который за зарплату использует свой талант учителя и ритора, чтобы молодежь учить ловко жить во лжи. Он сам тосковал по истине, а его жизнь была полна двуличности.

По-вашему мнению, что св. Августин должен был сделать, когда это осознал? Он оставил работу и славу знаменитого учителя, пошел в уединение, предался размышлению и чтению Священного Писания. Это был его первый шаг из ямы фарисейства. Этот святой много оплакивал свои грехи, и в книге «Исповедь» подробно описал свой путь к Богу. Он писал это, не чтобы хвалиться, а подчеркивал, что пишет пред лицом Бога, который его знает много лучше, чем он сам себя. Он написал эту книгу, чтобы показать свою тьму, гниль и вонь, в которых он жил, и великую Божью любовь, которая спасла его.

Вот и лучик света для нас, если получим в свой адрес тяжкое слово «фарисей». Тогда не нужно обижаться, а посмотреть на пример св. Августина. Надо глубже и искреннее посмотреть на свою жизнь, молиться, размышлять и действовать, менять свои жизненные привычки, которые не подобают тем, кто называют себя христианами.

Когда Иисус так строго обличил книжников и фарисеев, у Него не было намерения их обижать, но Он хотел строгими словами попасть в «больную точку», чтобы они все-таки поняли и решили измениться.

Одновременно, Иисус указывает на полный смысл Божьего закона тем Своим слушателям, которые не принадлежали к этим группам. Когда они услышали такие упреки, направленные к их строгим и неумолимим учителям, им стало легче на душе. Закон Божий для них стал уже не таким тяжким и невыполнимым. Иисус поколебал авторитет тех, которые им злоупотребляли в свою пользу, и дал свободу тем, кто желал с любовью его выполнять.

Когда в душе больно, когда мы чувствуем себя униженными и подавленными, потому что нас упрекнули в наших ошибках или сделали нам замечание, тогда хорошо вспомнить про эту встречу Иисуса с фарисеями. Тогда этот момент станет шансом, чтобы сделать первый шаг для выхода из какой-то плохой, грешной жизненной привычки, и верный шаг на пути к святости. Лишь бы быть храбрыми, подобно св. Августину, и сделать этот шаг. Пусть его ходатайство нам в этом поможет.

С. М. Августина, кармелитка БСИ, Таганрог

Ответов: 12 »

  1. Когда в душе больно, когда мы чувствуем себя униженными и подавленными, надо пойти к Иисусу и честно на Него всё выплеснуть: «Знаешь, что сказал мне этот гад?!». И выложить всё. И пережить всё перед Ним. Честно. Не рассказывая о том, как ты страшно благодарен Богу и этому мерзкому типу за то, что он в тебя плюнул. И ждать. Не дождался ничего, значит повторить так еще раз. И еще. Пока с удивлением не обнаружишь, что в душе тронулся лед по отношению к этой ситуации. И эти подвижки будут не конец, а только начало.
    В принципе, фарисей, который похвалялся перед Богом своими богоугодными делами в отличие от смиренного грешника (Лк. 18, 10-14), и который (фарисей) для нас всегда только персонаж отрицательный, действовал правильно: он принес Богу себя как есть, честно, как он себя видел. Одна только ошибочка всё испортила: он не стал дожидаться ответа, ответ Бога его не интересовал. Конечно, если от Иисуса такую жуткую правду о себе услышишь, к кому ж дальше побежишь жаловаться? Только и остается разреветься у Него в ногах, а фарисею плакать не положено)).

  2. Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!Если моей душе плохо и больно, это значит то, что сделанные замечания были унизительны, обидны, и не заслуженны. Это были совсем не те конструктивные и «тёплые» замечания, о которые мы говорили совсем недавно.И было бы с моей стороны лицемерием говорить, что я моментально задавлю в себе вспыхнувшую обиду на незаслуженные замечания, и сразу же буду благодарить Бога за этих людей, которых Он мне послал для того, чтобы научить меня чему либо! Хильдегарда верно описала наше обычное поведение в таких случаях. Только позже, преодолев этап обиды, я пойму, чему смогла научить меня эта ситуация.Тогда то лёд и тронется в душе. Вероятно, фарисеям, которых обличал Иисус,меняться в лучшую сторону,как раз и мешала такая обидчивость? Они считали его слова незаслуженными и не смогли преодолеть этап обидчивости? Их обидчивость так и не переросла в этап «полезных плодов» Наша обидчивость и наше упорство в нежелании прощать часто обращаются против нас. Они мешают нам делать первые шаги для выхода их плохих жизненных привычек.Спасибо, сестра Августина, за замечательное размышление!С Богом!

    • Заслуженные замечания могут быть еще унизительнее незаслуженных.

      Иисус же не церемонился, как святые отцы с нами: — А не хотите ли слегка отогнуть этот краешек и взглянуть с безопасного расстояния на этот Ваш недостаточек?
      — Нет, святой отец, как-нибудь в другой раз. Больно же.
      Когда с тебя одной фразой содрали твои расписные иллюзии о себе и показали… ну, что есть, — боль должна быть адская. Не такой я!!!! Это же даже не шок, сразу смерть: всегда был первый, а тут даже не второй, просто вне игры. Фарисеи не обижались, они за себя бились, за смысл своей жизни.
      А большинство наших обид — это так, семечки, по сравнению с этим. Сидишь, грызешь вместе с Христом ))).

  3. Хм, интересно, а совремнные учителя меньше, чем Августин, учат жить во лжи? ну там, «три пишем — кол в уме», подсказки если не на ЕГЭ, то на ГИА, безудержная нацеленность учителй и нацеливание учеников на лидерство и так далее. Или, допустим, журналисты, которые далеко не всегда верят в то, что пишут, и всегда понимают, когда пишут «по требованию» или являются используемыми «втёмную» (про обычную оплаченную заказуху помолчу). Чему- анестезиологи, которые приходят в палату и ласково-ласково говорят родителям: «Если вы хотите быть уверены, что ваш ребенко проснётся после операции…»?Перечень, сами понимаете, можно продолжать.
    Сейчас мне кто-то скажет, чтро далеко не все такие бяки нехорошие. Да, не все. Но они, другие, вроде хорошие, все такие сияющие, предпочитают молча соглашаться, чтобы «чего не вышло», и их на фоне общей массы видно далеко не всегда. Но и они — чему учат? Молчать и не высовываться, объясняя это тем, что «я свидетельствую своей жизнью и тем, что лично я не беру ни копейки»? Жидкое какое-то свидетелсьтво получается.
    Я отлично знаю, что у всех семьи, дети, другой работы на тыщу верст кругом нету и так далее. Но тогда уж надо прямо признаваться себе, что и ты, упражняющийся в прикладной психологии с элементами религии, тоже вполне себе фарисей. Или нет?

    • Обычно так цепляет, когда есть заноза, есть за что цеплять.
      Здесь — итоги в общей копилке. «Знаешь, здесь я тоже падал, а помогло встать это». «У меня получилось — это реально!». Подходит — доставай, хочешь — положи своё, нет — может тебе и не надо. Борьба за социальную справедливость — может с Варравой и заметнее будет? А конкретный путь по шагам и уж тем более исповедь — точно лучше с духовником и исповедником.

  4. Я думаю, что фарисей это человек, исполняющий внешние ритуалы ради самих ритуалов. Ну что-то вроде того.
    Разве мы фарисеи? Да так, дилетанты на этом поприще. Мы то и ритуалы не всегда выполняем.

    Я не согласна, что св. Августин был фарисеем. Заблуждался, но искал. Был слепым — но хотел прозреть. Прозрел и испугался, что так долго искал Того, Кто был рядом с ним. Прозреть — больно и страшно. Вдруг окажется, что 10, 15, 20 лет ты принимал желаемое за действительное?
    Однажды я что-то похожее пережила. Несколько лет я утверждала, что какие-то люди вокруг меня не правы и во всём виноваты. И вдруг, шла по улице и так ясно увидела, словно повязку с глаз убрали, что всё так и есть, как мне говорят. Я кричала, что «солнца нет», а оно есть! Да ещё и светит, и все это видят, кроме меня — глупой. Жуткое осознание, словно пазлы рассыпались, которые ты 7 лет собирала.

    Мы не фарисеи. Потому что для них хотя бы Бог существовал. А для нас — Он был распят и умер. Но для многих не воскрес. Часто ловлю себя на том, что молюсь к Нему живому, словно к мёртвому. Словно Он там в другом мире отдельно, а я здесь в этом мире отдельно. Потому и получается прикладная психология с элементами религии.

    По мне так лучше стакан семечек с Иисусом ))

    Кто-то скажет, что для фарисеев Бог тоже перестал быть живым. Возможно. Но они искренне боролись за то, во что верили. Жаль только, что сердце от этого стало каменным. Забыли про Любовь.
    Если наше малодушие приведёт к ожесточению сердца, тогда станем фарисеями. А сейчас … Поверить бы…

    • Св. Августин вовсе не был фарисеем. В молодости он был фактическим язычником (отец язычник, мать — христианка, Св. Моника), ну а после обращения — очень горячим христианином.

    • с. Августина написала: «Сегодня память святого, который глубоко в себе пережил это болененное состояние двуличности и фарисейства, — св. Августина.»

      Я не согласилась. Хотя всё может быть зависит от понятий, что такое фарисейство.

  5. Мне кажется, что «фарисейство» употребляется в размышлении скорее как контекстуальный синоним к «двуличие». Августин спокойно, весело и не заморачиваясь вёл разгульный образ жизни и ни о каком Боге особенно не думал. А когда вдруг подумал (считается, благодаря молитвам св. Моники), то не смог жить прежней жизнью, не смог быть двуличным. В отличие, повторюсь, от нас,современных христиан, которых двойные стнадарты если и смущают, то очень мало.

    • Манихейство, скептицизм, неоплатонизм и, наконец, христианство — я бы не сказала, что это спокойно, не заморачиваясь и особо о Боге не задумываясь, мне кажется это больше похоже на упорный поиск, который был вознагражден, и которому не помешал веселый и разгульный образ жизни. В то, что молитва действенна, тоже верю с некоторых пор.

      Один святой отец, в лицо которому я бросила однажды обвинение в фарисействе, ответил, что он каждый день молится о том, чтобы таким не стать. А я увидела насколько это для него важно и серьезно, и с тех пор стараюсь голословно такими обвинениями не разбрасываться.

      Все опять же зависит от цели Вашего высказывания о двойных стандартах. Если таким образом Вы выражаете беспокойство духовным состоянием церкви, то эта боль лечится прежде всего работой над собой. Если это попытка оправдаться, потому что все такие же — ну, это и есть фарисейство. Если Вы боитесь, что Вас водят за нос «упражняющиеся в прикладной психологии с элементами религии», к которым отношу и себя, то смею Вас заверить, что вопрос соответствия лично моей жизни христианским ценностям меня беспокоит не меньше Вашего, и поступательные движения в этом я с благодарностью Богу отмечаю. Да и вычислить меня не так уж сложно, что тоже не способствует поддаться искушению лгать.

    • Пардон, но если двойные стандарты нас не смущают, то какие же мы христиане? Христиане — это последователи Христа. Христос двуличным не был.

      Это просто, для размышления.

  6. «если мы искренне заглянем в свое сердце, то можем увидеть, что это имя много раз верно бы описало состояние нашей жизни.»…сотояние моей жизни…
    Это действительно так, если быть честным по отношению к себе.
    Спасибо, с.Августина, за эти слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *