1 Кор 2, 10b-16
Пс 145
Лк 4, 31-37
Hа страницах Нового Завета мы часто слышим о таком феномене, как изгнание бесов. В Ветхом Завете такое явление почти не упоминается. Тем не менее, изгнание бесов является одним из ярких проявлений Божественной силы.
В традиционном христианском понимании бес — это духовное существо, ангел, который изначально был сотворен светлым для служения Богу. По какой-то таинственной причине некоторые ангелы отвернулись от Бога и тем самым обратили свою природу против Творца. Бесы (падшие ангелы) не могут покаяться и вновь обратиться к Богу, подобно человеку. Их выбор уже состоялся, и он не обратим…
Так вот, эти духи не могут обрести покой и иногда вселяются в людей и полностью овладевают их волей и разумом. Такое состояние и называется одержимостью.
Практика изгнания бесов была известна в иудаизме, на что и ссылается Христос в ответ на обвинение его в использование демонических сил (см Лк 11,19-20). Сам Христос часто изгоняет бесов.
Христос является, по существу, Сыном Божьим, Единородным от Отца и единым с Ним. Таким образом, его присутствие всегда вызывает реакцию враждебных Богу сил. Практически всегда, одержимые нечистыми духами, в присутствие Христа начинают проявлять агрессию или умоляют его не мучить их. Христос же всегда изгоняет бесов из человека.
Это проявление божественной власти является не только проявлением милосердия по отношению к одержимому, но прежде всего является подтверждением божественного происхождения Христа. Кроме того, это еще одно знамение, что Иисус — есть Христос, то есть – Мессия, посланный от Бога. Поэтому Евангелие так много уделяет внимания этому феномену приблизившегося Царства Бога, в котором ничто нечистое не может уцелеть.
Христос изгоняет бесов и воскрешает мертвых, тем самым утверждая Царство Бога, где нет смерти и нет никакого проявления тьмы. По сути, те, кто находился рядом с Христом, уже пребывали в Царствие Божием. Поэтому ученикам так было трудно принять крест и страсти Христа. Казалось, что с этим Человеком не может ничего такого произойти. Но крест был часть его миссии…
Я лично никогда не видел одержимых людей и не имею никакого опыта с этим. И не хотел бы сталкиваться. Но, все же, с каким-то проявлением одержимости сталкивается каждый из нас. Иногда мы бываем одержимы собственными идеями или желаниями, нам так это становится дорого, что мы не можем доверить это Богу. И таким образом порабощаемся объектом нашей «одержимости». Пусть это и не полная потеря разума и воли, но все же — это очень опасное состояние, которое по-настоящему может отлучить нас от Бога. Мы становимся рабами этого, и, по сути, это — и есть духовное язычество. Язычество, когда что-то или кто-то становится более значимым, чем Бог и Его воля. На месте Бога появляется идол. А мы становимся несчастны…
Спасибо, отец Василий!
В наше время много одержимых людей властью, богатством, жестокостью и вредными привычками. Этим людям Бог только будет мешать исполнениям их привязанностей и они поэтому к Богу и не идут. Спасибо о. Василий, хорошая тема для размышления.